Когда ребенок начинает гулить и лепетать. Во сколько дети начинают агукать Как агукает ребенок в 2 месяца

Гуление можно определить как этап развития речи малыша, сменяющий крик и предшествующий лепету. Данный тип коммуникации возникает у ребенка с 2 месяцев, заканчиваясь к 7 месяцу жизни. Гуление выражается в негромком протягивании вслух отдельных звуков, преимущественно гласных.

В педиатрии и логопедии принято выделять два типа гуления:

  1. гуканье (является начальной стадией гуления, когда малыш начинает проговаривать короткие односложные конструкции);
  2. свирель (второй этап развития гуления, при котором появляется способность протягивать несколько слогов каскадно; развивается к 4 месяцу жизни).

Межнационального или международного разграничения в гулении нет – дети любого языкового и этнического окружения агукают одинаково. Только на заключительной стадии развития этого вида коммуникации (ближе к полугоду жизни) в произношении могут появиться черты, присущие конкретному народу.

Гуление характерно также и для слабослышащих или глухих детей.

Когда у детей начинается гуление

Часто родители не замечают изменений произношения крохи, пропуская момент, когда у ребенка появляется способность проговаривать отдельные гласные звуки. Тогда их речь может казаться причудливой, необычной, так как звуки имеют растянутую структуру.

Подобные изменения заметны уже на второй или третий месяц жизни. В таком возрасте формируются первые навыки коммуникации, когда ребенок пытается общаться посредством произношения слогов, а также простых звуковых конструкций. Проговаривание цельных слов не характерно.

Структура агуканья с течением времени изменяется – сначала это могут быть сольные обрывочные звуки, впоследствии становящиеся более плавными, мелодичными и непрерывными.

Помимо гласных, когда ребенок гулит, он может учиться говорить длительные согласные вроде «м», «с», а также буквы «б», «п». Это делает речь более разнообразной.

Как могут помочь родители при гулении

Гуление и лепет можно рассматривать как способы поиска новых путей общения. Родителям стоит это учитывать, поддерживать кроху, разговаривая с ним. Это можно сделать так:

  • всегда отвечать на звуки, которые издает малыш, подбадривать его;
  • доброжелательно относиться к речи – улыбаться, показывать, что ребенок делает все правильно, что его действия приятны родителям;
  • активно артикулировать при общении;
  • применять методы жестикуляции, чтобы сделать речь более выразительной; иногда можно также гримасничать, чтобы поддержать интерес;
  • общаться активно, четко.

Нужно также следить, чтобы процесс развития речи происходил в спокойной обстановке, когда отсутствуют неприятные или отвлекающие факторы.

Обычно агукать малыш начинает не для того, чтобы сообщить родителю о своих потребностях или желаниях. Гуление воспринимается как игра, поэтому чтобы познание речи было эффективным, нужно создать благоприятные для этого условия – малыш должен быть чистым, здоровым и сытым.

Что можно сделать, если гуления нет

Не нужно беспокоиться, если к 2-х месячному возрасту гулить кроха не начал – при нормальном развитии процесс познания структуры речи является индивидуальным, поэтому у некоторых может происходить очень быстро, а у других – с опозданием. Имеет значение темперамент – одни дети начинают гулить очень рано, а остальные без видимых причин молчат.

Обратиться за консультацией к специалисту нужно, если ребенок совсем не может гулить к 4-х месячному возрасту. В такой ситуации полностью отсутствует произношение отрывочных или плавных гласных звуков. Тогда вероятны какие-либо нарушения развития.

Существует мнение, что гулению можно научить посредством простых задач и упражнений, когда молчание не вызвано сбоями или отклонениями в интеллектуальном и физическом росте. Отсутствие агуканья может быть вызвано недостатком общения. Для начала матери следует чаще разговаривать с крохой, петь ему детские спокойные песни и колыбельные. При пении желательно вытягивать гласные звуки, чтобы их можно было расслышать и запомнить.

Нужно создать правильную обстановку в семье – обеспечить спокойствие и благополучие. Ни при каких обстоятельствах нельзя ссориться вблизи ребенка, так как это может испортить настроение крохе и сказаться на процессе развития его коммуникационных навыков. Познание звуков начинается в процессе игры, а при неблагоприятной обстановке вокруг малыш этого сделать не сможет. Если отношения внутри семьи наладятся, ребенок быстро научится гулить.

Некоторые врачи и родители рекомендуют начать развитие тонкой моторики рук уже в двух- или трехмесячном возрасте. Речевые умения могут зависеть от степени физической развитости, поэтому следует уделить внимание прикосновениям к рукам и ногам малыша. Можно также давать ему подержать небольшие предметы.

Важно не кричать на ребенка за провинности и не заставлять его гулить силой, так как это дает обратный эффект – из-за страха перед родителями навыки речи не развиваются.

Нужно обращать внимание на интонацию общения и корректировать ее, так как дети к третьему месяцу способны различать оттенки настроения и улавливать тон беседы.
Если гуление ребенка началось, оно плавно перейдет в этап лепета, на котором формируются слоги и простые слова.

Как можно развить навыки гуления

Если гуление у малыша не слишком выражено, можно попытаться ускорить становление навыка. Для этого следует:

  • разговаривать с малышом не слишком громко, чтобы не испугать его, и не слишком тихо, чтобы произносимое можно было четко услышать;
  • поддерживать доброжелательный тон общения;
  • не ослаблять контакт с ребенком на зрительном уровне – важно, чтобы положение губ взрослого и манера проговаривания звука были видны (в некоторых случаях дети намеренно стремятся это увидеть);
  • поддерживать тишину в помещении, так как посторонние шумы могут прекратить гуление, заставить замолчать;
  • играть в простые игры по типу «ладушек»;
  • копировать детскую манеру произношения – агукать и гулить в ответ, так как рефлекс подражания в возрасте до полугода еще не угасает (иногда это является методом терапии – детям включают записанное на диктофон гуление, чтобы показать им правильную модель развития речи);
  • мягко массажировать щеки, губы, живот и грудь ребенка, при этом можно рассказывать детское стихотворение или петь песню – это помогает развить у детей голосовую подачу (возникает она внезапно);
  • хвалить кроху за успехи в общении, поддерживать его гуление.

Нельзя искажать слова и сюсюкать с детьми – неправильное произношение родителей становится причиной некорректного воспроизведения звуков при гулении, а в будущем – слогов и слов.

Что делать, если ребенок перестал гулить

Внезапное прекращение гуления, если оно не перешло в лепет, должно вызвать беспокойство у родителей. Лучше показать малыша специалисту при такой ситуации, чтобы исключить возможность появления отклонений в развитии. Особенно это актуально, если кроха не только перестал гулить, но и стал вялым, беспокойным.

Самостоятельно родители могут помочь, продолжая с ребенком разговаривать (выразительно, эмоционально, активно), копировать звуки гуления и агуканья даже в том случае, если малыш произвольно больше их не произносит. Нужно всегда поддерживать благоприятную психологическую обстановку вокруг крохи. Это помогает, если состояние не вызвано нарушениями в интеллектуальном или физическом плане.

Что такое гуление должен знать каждый родитель грудничка, так как это важный процесс становления детской речи, при котором происходит процесс познания правильного произношения отдельных гласных и иногда согласных звуков. Появляется в возрасте 2-3 месяцев. Обратиться к специалисту следует, если ребенок вял, грустен, у него внезапно прекратилось гуление или оно отсутствовало изначально к возрасту 7 месяцев. Но если малыш веселый, жизнерадостный, а также активный, наиболее вероятно, что гуление еще не началось вследствие индивидуальных особенностей развития.

В мире существует огромное количество языков и наречий, но для новорожденных это не имеет ни малейшего значения. Все без исключения дети начинают свое обучение речи с одних и тех же звуков и неважно, к какой национальности они относятся.

Все эти звуки хорошо известны каждому, кто имел счастье воспитывать маленького ребенка. В первую очередь это гласные: «а», «о», «у», «э» и так называемые, губные звуки, которые наиболее близки к механизму сосания: «м», «п», «б». Они же впоследствии станут основой для произношения крохой первых слов, которые, кстати, будут очень похожи на многих языках: мама, папа, баба…

Во сколько ребенок гулит и начинает лепетать

Но до первых слов еще далеко, для начала ребенку нужно освоить произношение всех этих звуков. Чем он и занимается в первые месяцы своей жизни. Если точнее, то примерно с 2 месяцев ребенок начинает гулить, иначе говоря «играть» гласными. А спустя совсем немного времени он уже с легкостью начинает лепетать, то есть произносить первые слоги.

Обратите внимание, специалистами доказано, что ребенок гулит и лепечет, когда находится в хорошем настроении. А что для этого нужно грудничку? Правильно, чтобы он был сыт, чист и рядом находилась мама. Соблюдение этих простых условий создает прекрасные возможности для . Вам остается только немного помогать ему.

Для этого, начиная со 2 месяца, когда ребенок начинает гулить, старайтесь всячески поддерживать его в этом. Каким образом? Да очень просто – произносите те же звуки что и он: «уа-уа-уа», «уо-уо-уо» и т. д.

Мало того, попробуйте не только поддерживать его гуление, но провоцировать его, например, произносите те же звуки, находясь рядом с малюткой, даже когда он молчит. Буквально несколько таких тренировок и он начнет за вами повторять. Кстати это особенно полезно будет тем родителям, у которых ребенок мало гулит или вообще перестал гулить.

Вот и остались позади все волнения, связанные с беременностью и родами – ваш кроха рядом, тихонько посапывает в кроватке. Первый месяц после родов мама может восстанавливаться и наслаждаться счастьем материнства, так как новорожденный в это время большую часть проводит во сне. А вот начиная со второго месяца жизни ребенка, уже нужно заниматься его развитием – малыш начинает держать головку , фокусировать взгляд, произносить первые звуки и родители начинают задаваться вопросом, когда их ребенок начнет агукать?

Во сколько месяцев дети начинают агукать?

В полтора-два месяца малыш уже начинает узнавать маму, при виде ее машет ручками и радостно «поет» гласные звуки – «а», «о», «у». Из-за гортанного процесса произношения получается, так называемое, агуканье или отдельное проговаривание букв и слогов.

Если изначально кроха применяет эти звуки лишь для развлечения, то уже спустя месяц таким способом он обозначает родных и знакомые предметы (например, общается с любимой игрушкой или подражает любимой мелодии).

После четырех месяцев жизни у ребенка наблюдается повизгивание и произношение первых негласных букв – «м», «п», «б», «г». Но не стоит забывать, что все детки разные, и если ребенок в 4 месяца не произносит согласные звуки – это не повод для тревоги. Стоит просто немного подождать, и малыш обязательно проявит себя!

К шести месяцам у детей появляются первые слоги, часть из которых может звучать «а-гу», «гу-га», «у-ба». Произношение их в разных вариантах способствует развитию речи, которое мама должна поощрять и способствовать его раскрытию.

Учимся агукать вместе

Чтобы ребенок начал раньше произносить звуки – нужно с ним ежедневно заниматься, начиная с 1.5 месяцев жизни.

  1. Разговаривайте со своим малышом. Ребенок при виде вас произнес «агу» — улыбнитесь ему, ответьте взаимностью, тем самым притягивая его интерес, и побуждая к дальнейшему общению. Ребенок с первых дней жизни чувствует связь с матерью, и поэтому любой контакт с ней положительно влияет на совершенствование его речи. При общении со своим чадом проговаривайте все детали: какую игрушку держите, какая погода за окном, какую кашку готовите на обед. Пусть малыш не понимает вас, но для него важен сам факт общения – он улавливает интонацию, звуки и запоминает их, чтобы в дальнейшем попытаться воспроизвести самому.
  2. Повторяйте за ребенком все, что он лепечет. Но между его «словами», пытайтесь вставить свои. Так малыш быстрее запомнит все звуки и с большим желанием начнет подражать вам.
  3. Говорите с крохой ласково и игриво , но правильно произносите каждое слово, не искажая его – «сюсюканье» вредит формированию правильной речи.
  4. Развивайте мимические мышцы своего ребенка , которые принимают активное участие в постановке красивой речи. Сядьте напротив малыша и проговаривайте слоги, активно работая лицевыми мышцами: вытягивайте губы трубочкой, тяните их в улыбке чуть ли не до «самых ушей», изображайте, как рычит лев, как кушают зайчики, как мычит корова, и хохочет лошадка. Малышу будет не только занимательно, но и поучительно повторять за вами все движения.
  5. Проводите с ребенком творческие занятия , которые способствуют речевому развитию. Например, при развитии мелкой моторики рук, в коре головного мозга идет процесс, отвечающий за способность правильного изложения слов в будущем. Приобретайте пальчиковые краски, развивающие аналогичные игры, массажируйте внутреннюю сторону ладошек крохи – это немаловажная часть зарождения того процесса, когда ребенок начинает агукать.
  6. Учите малыша петь. При становлении речи, у детей в первую очередь «работают» гласные слоги, которые напевать проще всего. Стоит показать своему ребенку всего один раз, как, например, широко открывается рот при произношении слога «а» или смешно вытягиваются губы при звуке «у», как малыш запомнит и начнет повторять за вами, напевая в такт. Подобное занятие принесет не только умиротворение, но и поможет поработать мышцы лица у ребенка.
  7. Чувство полной и безграничной материнской любви поможет сформировать детскую речь. При общении с крохой не забывайте улыбаться и поглаживать его, целовать в щечки и носик, нежно прижимать к себе. При подобных выражениях эмоций вы дарите малышу комфорт и развитие яркого лепета.

Почему ребенок может перестать агукать?

Ближе к полугоду родители должны обращать внимание на формирование речи ребенка. Агуканье и лепет являются всего лишь предречевым этапом совершенствования речевого аппарата или, так называемыми, предшественниками слов.

Причины внезапного молчания малыша могут крыться в его психологическом состоянии. Помните, что главным моментом в развитии речи ребенка было и будет постоянное общение с ним.

  • кроха может замолчать, если видит, что мама чем-то расстроена, не улыбается и не читает сказки. Если вы не находите времени на игры со своим малышом – это может спровоцировать молчание;
  • ссора родителей в присутствии ребенка может обратиться непредсказуемыми последствиями для его речевого развития. Для благосостояния крохи оптимальным вариантом при выяснении отношений станет ваша невидимость;
  • если малыш неправильно или невнятно агукает – не поправляйте его. В попытке ограждения малютка замолчит, ведь это единственный и легкий способ защиты для него. Помните, что критика плохой спутник в формировании речи;
  • малышу сложно сосредоточиться, когда члены семьи общаются с ним на разных интонациях. Например, мама сюсюкает, а папа разговаривает правильно. В такой обстановке он теряется и «закрывает рот на замок»;
  • подавлению речи способствует чрезмерная опека над малюткой, когда ему не предоставляют шанс проявить себя с помощью слов.

Кроме психологических факторов на отсутствие речи может повлиять:

  • проблемы со слухом. При плохо различимых звуках и словах, их воссоздание крохой практически невозможно. Реакция ребенка на свое имя или спонтанный громкий звук свидетельствует о том, что со слухом у него все в полном порядке. За этим важно следить, когда малыш начинает учиться говорить;
  • если мимические мышцы недостаточно развиты, это может сказаться на продолжительном молчании ребенка. Обратитесь к логопеду, который подберет комплекс упражнений для развития лицевых мышц;
  • поводом для молчания может служить нервное заболевание, перенесенное внутриутробно или в процессе родов. Возможно, кроху нужно проверить у невролога.

Основную роль в развитии речи играет агуканье крохи. В любом уголке нашей планеты дети гулят как бы на один манер, и лишь к 7-8 месяцам жизни отдельные звуки в устах малыша начинают превращаться в слова родного языка.

Молодым родителям хочется поскорее услышать первые слова своего ребёнка, но от рождения и до этого момента пройдёт еще немало времени. А вот что касается агуканья, то услышать разные звуки родители смогут уже совсем скоро. Во сколько же месяцев малыш начинает произносить первые звуки?

Когда дети начинают агукать

После рождения первые полтора месяца ребёнок только кряхтит и плачет. В начале второго месяца уже можно услышать различные звуки, которые будет издавать малыш. Все детки сначала произносят несложные гласные. Например, «а», «о», «у», «е». Родителям всегда кажется, что ребёнок говорит «агу», но это не так. Из-за произношения нескольких звуков вместе получается что-то похожее на слова. Сначала ребёнок разговаривает сам с собой, пытаясь понять, как произносится тот или иной звук. Затем постепенно малыш начинает разговаривать со своими игрушками и родителями. Очень часто под музыкальную игрушку ребёнок пытается подпеть, протягивая звуки.

Четвертый-пятый месяц становится новым этапов в развитии речи ребёнка. Он пытается произносить свои первые согласные буквы. Например, «п»,»м», «б» и прочие. Через некоторое время уже будут получаться слоги, и ребёнок будет все чаще и чаще их произносить, формируя свою речь. К первому году жизни детки пытаются говорить слова, в который повторяется один и тот же слог «папа», «мама», «баба» и так далее.

Учимся агукать

Агуканье является очень важным процессом формирования речи ребёнка. Специально научить агукать малыша, конечно, не получится, но есть несколько упражнений, которые помогут ему быстрее начать общаться с окружающим его миром.

  1. Маме, папе и всем остальным родственникам необходимо чаще разговаривать с ребёнком. Родители должны всегда рассказывать ребёнку чем они занимаются, объяснять ему, что происходит вокруг. Разговаривать с малышом нужно не только в определённые моменты, а постоянно. Когда он кушает, играет, купается или просто переодевается. Всё должно сопровождаться разговорами. Разговаривать с малышом нужно нежно и ласково, не повышая тон и не делая резких перепадов голоса.
  2. Нужно повторять вместе с ребёнком те звуки, которые он уже умеет произносить и добавлять к ним несколько новых. Детки очень любят повторять за родителями и поэтому они очень скоро освоят новые звуки. Во время подражания ребёнок научится произносить сложные слоги.
  3. Поглаживание и массаж ладошек необходимо ежедневно делать малышу, так как именно на ладошках располагаются акупунктурные точки, которые связаны с часть мозга, которая отвечает за развитие речи. Различные пальчиковые игры и ежедневный массаж помогут быстрее развить речь у малыша.

Во время общения с малышом нужно говорить нежно и ласково, и ни в коем случае не коверкать слова, так как ребёнок будет повторять за родителями и произношение будет не правильным.

Ребёнку один месяц, но он молчит

Бывает, что первый месяц жизни ребёнка уже заканчивается и на подходе второй, но ребёнок до сих пор молчит. В этом нет ничего страшного! Все дети индивидуальны и развитие у каждого из них проходит тоже индивидуально. Нет точно определённых границ, когда ребёнок уже должен агукать. Каждый малыш развивается по-своему и в своём темпе.

Иногда бывает такое, что малыш вроде бы начал агукать, но потом резко прекратил. В таком случае тоже не стоит волноваться. Очень часто это происходит из-за того, что ребёнок готовится осваивать новую порцию различных звуков. Через время ребёнок начнет снова агукать, а вместе с этим появится весёлый смех и визжание.

Иногда ребёнок может резко замолчать из-за стресса или плохого самочувствия. Каждая мама заметит, если её ребёнок приболел. Ну, а если малыш в хорошем настроении, то скорее всего после затишья скоро он удивит чем-то новеньким в своей речи.

Если ребёнок очень долго молчит, то в таком случае необходимо обратиться к врачу. Так как молчание может быть симптомом нарушения работы нервной системы или слухового аппарата. Только врач сможет определить причину и назначить правильное лечение, если оно потребуется.

Вы, наверное, недавно стали мамой, пережили все эти хлопоты, научились справляться с только что появившемся на свет малышом и теперь ждете, а когда же он начнет издавать первые звуки. Многие родители также хотят узнать, а какого рода эти звуки должны быть, как и во сколько месяцев малыш их должен произносить, все ли в порядке, если ребенок очень молчаливый и практически не произносит никаких звуков. Со всеми этими вопросами мы попытаемся разобраться в нашей сегодняшней статье.

Во сколько месяцев дети начинают агукать

Я уже не раз писал в статьях про развитие ребенка, что никаких четко установленных правил не существует, есть некоторые средние данные, от которых вы уже будете отталкиваться. То есть, если соседский малыш начал агукать уже в 3 недели, то это не значит, что и ваш точно также будет и не нужно считать, что у малыша что-то не в порядке с развитием, если он начнет агучать чуть позже, чем остальные ваши знакомые детки.

Теперь давайте по порядку разберемся, какие звуки ребенок начинает издавать с начала своего рождения и до года.

  1. В первый месяц жизни ребенок большую часть времени просто спит. Когда малыш что-то хочет, зачастую есть, то он начинает плакать. Когда у него что-то болит, например, животик, то он также плачет. Еще ребенок может слегка кряхтеть во сне или даже постанывать. Больше ничего от малыша услышать навряд-ли получится.
  2. В начале второго месяца жизни мы уже можем услышать от малышей некоторые гласные буквы, зачастую это «а» и «у». Голос у новорожденных детей гортанный и когда они произносят сначала «а» потом «у», слышится «агу». Иногда громко звучат буквы «о» и «э».
  3. Агуканье может очень быстро перерасти в гуленье. Гулить ребенок может начать как в полтора, так и в два и в три месяца. В этот период к произносимым гласным буквам малыша добавляется еще несколько согласных «к» и «г». Младенец начинает произносить слоги «гу» и «агу» и это уже не гласные, доносящиеся с гортани, в слогах четко слышна буква «г». Также нередко можно услышать слог «ки». Все эти звуки часто сопровождаются улыбкой малыша.

Ребенок может произносить данные слоги, когда играется с вами, когда трогает какую-то игрушку, когда звучит музыка.

  1. Между 4-ю и 5-ю месяцами в неосознанную речь ребенка добавляется еще несколько согласных букв, это «п», «б», «м». Не трудно догадаться, что получится, если добавить к каждой из этих букв букву «а», которую малыш уже знает.

После 5-ти месяцев довольно часто ребенок произносит слоги «аба», «па», «ба». Малыш начинает подряд произносить несколько слогов, например, «аба» + «ба» + «ба». Ребенок делает это быстро, бабушка подпрыгивает выше всех, ведь малыш научился говорить «баба». Только здесь можно не радоваться прям так сильно, ведь ребенок не знает, где его бабушка, где папа, а где мама. Он еще не умеет сопоставлять человека с конкретным словом, это близкие для него люди, к которым он привык визуально. Слово «баба» для малыша лишь просто два слога, которые легко выговариваются.

  1. Все вот эти составление слогов и букв друг с другом, непонятный набор букв в исполнении ребенка называется лепетанием и будет он длиться аж до года. Внятных осознанных слов в этом периоде от ребенка можно не требовать и не ожидать, а уже после года активно заниматься с малышом, чтобы он не выглядел «отсталым». Это не значит, что до года с ребенком не нужно выполнять никаких речевых упражнений, о них я напишу чуть ниже.

Что должны делать родители

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок как можно раньше выучил все звуки и заговорил, то заниматься с ним можно прямо с рождения. Вы мне можете сказать, что малыш в первый месяц жизни постоянно спит, ладно, тогда со второго приступайте).

  1. Все действия, которые вы выполняете вместе с ребенком, описывайте словами, показывайте малышу простые интересные предметы и говорите, как они называются. Делайте это спокойным монотонным голосом и сохраняйте на лице улыбку.

Меняете памперс – разговариваете;

Купаете в ванночке – говорите с ребенком;

Носите на руках – подходите к предметам и рассказывайте про них.

  1. Когда малыш начнет произносить первые свои буквы и слоги, вы можете повторять за ним. Пробуйте добавлять в речь ребенка некоторые согласные и составляйте новые слоги. Он сказал что-то – вы повторили за ним, плюс добавили свое.
  2. Не нужно сюсюкать и кривить ребенка. Сюсюкать очень любят люди старшего поколения, если они делают это очень часто, то нужно аккуратно намекнуть им, что так делать не стоит.
  3. Массаж ладоней малыша хорошо способствует развитию речи. Вы можете делать легкий массажик плюс купить малышу каких-нибудь игрушек, которые развивают моторику пальцев.

Небольшой мячик с пупырышками будет идеальным вариантом, наш малыш очень любит крутить его у себя в ручках.

Если малыш не агукает и не гулит

В данной статье я привел примерные сроки, которые касаются развития речи ребенка. Если ваш малыш никак не вписывается в них, то это еще совсем не означает, что с ним что-то не то, может у него такой темперамент. Кстати, кроме темперамента на развитие речи влияют:

  • Перенесенные болезни;
  • Стрессы;
  • Когда родители вообще не занимаются развитием ребенка.

Ребенок мог агукать и гулить, а потом перестать, такое тоже бывает, ничего страшного, вполне возможно, что ваш малыш просто перестраивается и скоро снова начнет лепетать, используя уже новые буквы. Главное в этот период не прекращать заниматься с ребенком. И опять же, если грудничок замолчал и не возобновляет свои лепетания уже довольно долго, то лучше обратиться к педиатру.

В принципе все, дорогие друзья, я желаю вашим деткам быстрого развития, чтобы они поскорей научились гулить и лепетать, а потом и заговорили с вами.