В здоровом теле здоровый дух? Здоровое тело и крепкий дух.

Многие говорят, что в здоровом теле, здоровый дух , но это не всегда так, потому что не все спортсмены и люди, ведущие здоровый образ жизни, занимаются своим духовным развитием. Точно также как и больные и бедные люди не в состоянии развиваться духовно, потому что у них нет на это времени и здоровья. Поэтому нужно достигать сначала земных целей, чтобы потом было время и здоровье для духовного развития.

В статье вы узнаете, что означает знаменитая фраза: в здоровом теле здоровый дух , как ее воплотить в жизнь и всегда ли спорт позволяет развить свою душу. Психологи нашли формулу и рекомендации, которые позволят вам быть здоровым, богатым не только материально, но и духовно. Применяйте советы на практике и у вас все получиться.

Избавьтесь от вредных привычек

Только голодный человек способен развиваться и добиваться успехов в жизни. Если вы заполняете пустоту своей души алкоголем, табаком, перееданием, наркотиками, неправильными мыслями и эмоциями, вы отравляете и делаете больным не только свое тело, но и душу. Поэтому первое, что вам нужно, это выработать в себе самоконтроль, избавиться от вредных привычек, которые мешают вам развиваться и быть здоровым человеком.

Чаще двигайтесь и дышите свежим воздухом

Читайте книги успешных людей, практиков, а не сказочников

Многие говорят, что в здоровом теле здоровый дух, так как люди занимаются спортом и читают книги. Но это не так, потому что 85% всех книг сегодня – бессмысленны и не несут никакой пользы, наносят вред вашей психике и здоровью. Вам нужно найти только те книги, автора которых делятся своим жизненным опытом. Например, если вы хотите разбогатеть и стать богатым человеком, то вам нужно читать книги тех людей, которые уже являются богатыми людьми. Как учитель экономики, может преподавать данный предмет, когда он живет бедно, имеет много долгов и, не стал богатым человеком?

Общайтесь с правильными людьми

Телевидение, радио и другие источники массовой информации внушают нам, что нам делать, с кем общаться и как жить. Поэтому в здоровом теле здоровый дух может быть только у тех людей, которые не воспринимают данную информацию и учатся думать самостоятельно. Начните общаться с теми людьми, которые делают вас лучше и успешнее, а не с теми с которыми модно общаться и развлекаться. Все временные наслаждения в итоге приводят в долгим и мучительным страданиям, вам выбирать, как жить.

Ищите душу

Пока вы не ощущаете свою душу, у вас, ее нет

Когда вы хотите на нелюбимую работу и занимаетесь одними и теми же рутинными делами, не изучая что-то новое, вы не сможете почувствовать себя в душе. – это простая мотивация для тех, кто хочет заниматься спортом и иметь красивое и здоровее тело. Да, занимаясь регулярно спортом ведя здоровую жизнь, без вредных привычек, правильно питаясь и двигаясь, вы создадите свое здоровое тело. Но что произойдет с телом в конце жизни – оно умрет, а что останется – ничего. Многие думают, что после смерти, они начнут духовно жить, но это не так. Духовная жизнь проходит и начинается только с живым телом, так как мы пока ощущаем себя в нем, а то что будет после смерти ни знает никто, доказать это невозможно.

Но одно известно точно, пока вы не ощущаете свою душу при жизни тела, вы не сможете ощущать ее и после смерти своей телесной оболочки. Поэтому чтобы обрести вечную духовную жизнь, без привязки к телу и временным материальным ценностям, вам нужно начать искать свою душу. А для этого нужно быть там и заниматься тем, что вас наполняет и делает счастливее. Никогда не делайте то, что не приносит вам духовного наполнения и радости.

«Ад и рай — в небесах», — утверждают ханжи.
Я, в себя заглянув, убедился во лжи:
Ад и рай — не круги во дворце мирозданья,
Ад и рай — это две половины души.

Омар Хайям


Кто не слышал выражения «в здоровом теле — здоровый дух»? Наверное, на свете нет такого человека… Однако, чем дальше, тем понятнее становится, что по сути дела все совершенно наоборот!

Именно только здоровый дух позволяет иметь здоровое тело. И если вы понаблюдаете за своими знакомыми, да, впрочем, и за собой — тогда вам сразу станет ясно, что, действительно, тело может быть здорово лишь при здоровом и бодром духе!

Намного точнее другое утверждение, что все болезни от нервов. И действительно, наверное, каждому из вас приходилось сталкиваться с тем явлением, что чаще всего даже обычный грипп сбивает с ног в периоды переутомления или депрессии, что подскоки артериального давления случаются при недосыпании или после конфликтов, что травмы или боли в ногах возникают в то время, когда вы подсознательно не хотите делать какой-то важный шаг в жизни, а гастрит или язва желудка обостряются в период обиды на другого человека.

Если вы понаблюдаете за связью ваших недомоганий с психологическими причинами, то заметите однозначную связь. Психологическое состояние человека сразу же отражается не только на его настроении, но и на защитных свойствах организма. Вследствие затяжной депрессии снижаются защитные силы организма, падает иммунитет, и человек становится легкой добычей для различных инфекций, да и старые болячки тут же поднимают голову. Нервозное, раздраженное состояние и постоянное напряжение тоже дают такой же эффект. Длительное ожидание предполагаемых неприятностей точно так же ослабляют жизненный тонус и защиту организма.

Нередко приходится наблюдать, как во время тяжелых жизненных испытаний человек становится устойчив ко всем неблагоприятным факторам, неуязвим для всех инфекций и болезней, но стоит лишь ослабеть напряжению, как от малейшего сквозняка начинается воспаление легких или какое-то другое серьезное заболевание.

Во время серьезной внешней опасности происходит максимальная мобилизация всех защитных сил организма, которая дает человеку возможность справиться с навалившимися на него невзгодами, решить первоочередные, жизненные задачи. После того, как критическая ситуация заканчивается, организм «расслабляется» и уже не может противостоять болезням, так как исчерпал все свои ресурсы сопротивления.

Именно поэтому очень опасны затяжные критические ситуации. И именно нерешенные в течение долгого времени бытовые, профессиональные или личные конфликты приводят к разным серьезным болезням. К тяжелым хроническим заболеваниям приводит привычка оставлять без решения возникшие проблемы, а только пассивно постоянно думать о них, злиться, горевать, обвинять всех на свете, негодовать на кого угодно, но только не на себя, перекладывать решение своих вопросов на других людей.

В принципе, если действовать, то можно найти выход из практически любой ситуации. Однако это подразумевает серьезную ответственность за свою жизнь, за свои действия. Далеко не каждый человек осмеливается взять на себя ответственность даже за свои слова — где уж там говорить о поступках… Далеко не каждый может сделать конкретные и решительные шаги — пусть даже и неверные. Верные они или нет, будет видно только через некоторое время, по результатам.

Боясь совершить ошибку, великое множество людей оставляют ситуацию без контроля, предпочитают плыть по течению, одновременно внутри себя тяжело переживая ситуацию и возводя ее в ранг трагедии — но такой пассивностью они только углубляют проблему. «Всякая проблема, оставшаяся без присмотра, имеет тенденцию развиваться от плохого к худшему» — гласит один из законов Мэрфи…

И в итоге вот так, «накручивая» себя, люди создают себе массу проблем со здоровьем. Невнимательный взгляд эту связь не замечает и продолжает «накручивать» себя уже по поводу своего расстроенного здоровья. Так и начинается путешествие по порочному кругу: психологические проблемы — болезнь — стресс из-за болезни — ухудшение здоровья — снова переживания — здоровье ухудшается еще больше — и так далее. И очень редко человек осознает, что причиной его болезней и плохого самочувствия является именно психологическая проблема, которую он загонял вглубь вместо того, чтобы однозначно решить и забыть о ней навсегда. Многие люди не понимают этого, даже попав на больничную койку… Тогда начинается другой, более тяжелый виток порочного круга — из больницы домой, потом снова в больницу.

Что же делать?

Об этом поговорим в следующий раз.

Задавайте свои вопросы, рассказывайте о своих наблюдениях, будем обсуждать эту тему подробнее на примерах ваших комментариев.

Ваша доктор Мара

Наивную веру в наличие связи между физическим здоровьем и духовным безжалостно обсмеял поэт Игорь Иртеньев: "В здоровом теле здоровый дух. На самом деле - одно из двух". Но все равно принято думать, что если тело здорово, то и дух в нем здоров. И наоборот: здоровый дух не может обитать в нездоровом теле. Выходит, физически здоровые люди неизменно должны обладать здоровым духом, а здоровые духовно - не страдать от физических заболеваний. К сожалению, жизнь то и дело опровергает такую логику. Обсудим тему с клириком храма Христа Спасителя, протоиереем Андреем Овчинниковым.

Я веду здоровый образ жизни

Вы, я знаю, закончили институт физкультуры по специальности "плавание и водное поло". Сейчас в свободное от церковной службы время кого-нибудь тренируете?

Нет, я ушел от педагогической деятельности почти двадцать пять лет назад. А работал учителем физкультуры в православной гимназии. Дело в том, что на третьем курсе института я принял крещение. К окончанию института у меня созрело желание совместить мою профессиональную деятельность с православием. Мы жили в Ясенево, и через дорогу от нашего дома открылась первая в Москве православная гимназия "Радонеж", где требовался учитель физкультуры. И я получил туда распределение. Это было тогда не так-то просто. Но руководство института пошло мне навстречу, и после окончания учебы я год работал там учителем физкультуры. Условия для занятий были не очень хорошие - ни спортивного зала, ни инвентаря. Но дети все равно были довольны. А по специальности я не работал, хотя имею квалификацию тренера.

- Спортом сейчас занимаетесь?

Нет. Просто веду здоровый образ жизни. В храме у меня есть велосипед. После нашей беседы я планирую совершить на нем часовую прогулку. Есть очень приятный круг протяженностью в двадцать километров - от храма Христа Спасителя до Киевского вокзала, вдоль Парка Горького, по набережной Москва-реки...

- Вы ставите перед собой задачу - регулярно проезжать на велосипеде по двадцать километров?

Такой задачи я не ставлю, просто катаюсь в свое удовольствие.

Лишние килограммы располневшего батюшки вряд ли способствуют успеху проповеди

- По вашим наблюдениям, многие ли священнослужители ведут здоровый образ жизни?

К сожалению, немногие. Почему-то в духовном сословии не принято говорить о занятиях спортом, физкультурой. Хотя когда я учился в институте, профессора внушали нам, что физическая культура - часть общей культуры человека. Я не вижу противоречий между христианством и здоровым образом жизни. Одно другому не противопоказано. Для иллюстрации этой мысли не будем брать спорт, у него другие цели и задачи, возьмем именно физическую культуру, где кроме движения присутствует еще правильное питание, закаливание, гигиена.

- Вы себя в чем-то ограничиваете? В еде, например?

Наша христианская жизнь, особенно жизнь священнослужителя, много чем регламентируется. В том числе постами. У нас из трехсот шестидесяти пяти дней в году около двухсот постных. Естественно, я как священник все посты соблюдаю. Не скажу, что строго по монашескому уставу, но как могу пощусь. Здоровое питание должно стать нормой жизни любого человека. Страсть к пресыщению, чревоугодию - наша серьезная проблема.

- Всеобщая или внутрицерковная?

В том числе и внутрицерковная. Наш Патриарх на одном из собраний московского духовенства говорил о таком печальном явлении, как тучные священники. Почему я продолжаю вести здоровый образ жизни? Потому что священник совершает служение, которое связано с большими нагрузками - и психическими, и физическими. И если не заниматься своим здоровьем, то сойдешь с этого служения как больной, расслабленный человек. К сожалению, подчас так и бывает. Ну, и странно выглядит батюшка, проповедующий аскезу и при этом носящий на себе пятьдесят-семьдесят килограммов лишнего веса. Эти лишние килограммы вряд ли способствуют успеху проповеди.

- Среди священников есть мастера спорта?

Думаю, что есть. Я знал одного такого. К сожалению, он почивший уже. Он был ватерполист, мастер спорта международного класса. Играл в команде МГУ и подавал большие надежды. Потом ушел служить церкви, принял монашество и оставил спортивную карьеру. Я читал, что есть священники, которые выступают в тяжелой атлетике, участвуют в соревнованиях. Священником является, например, известный путешественник Федор Конюхов. Он протоиерей и, кажется, заслуженный мастер спорта по парусному спорту. Я сам перворазрядник по водному поло и плаванию. Был у меня разряд и по альпинизму, по лыжам, но на этом я остановился, дальше не пошел.

Тело - это слуга души

Перейдем к выражению "в здоровом теле здоровый дух". Это вырванное из контекста и донельзя упрощенное изречение Ювенала: Оrandum est, ut sit mens sana in corpore sano - "Надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом". По Ювеналу, нужно стремиться к гармонии между телом и духом, поскольку в реальности она редко встречается, и здесь только на Божью помощь приходится уповать. То есть здоровое тело никому автоматически не гарантирует духовного здоровья.

Да. Если мы обратимся к христианской жизни, то увидим, что некоторые святые, у которых был здоровый дух, несли крест болезни. Но многие угодники Божьи были и здоровыми. Пример тому - святитель Феофан Затворник, который взял на себя подвиг затвора, двадцать восемь лет провел в одном монастыре, практически не выходя из кельи. Он прожил почти восемьдесят, но вряд ли потому так много, что занимался гимнастикой. Никогда не было прямой связи между христианским подвигом и физическими упражнениями. Поэтому изречение Ювенала нельзя воспринимать как абсолютную истину. Здоровое тело не гарантирует наличия в этом теле здорового духа.

- К телесному здоровью стоит стремиться уже ради него самого, разве нет?

Видите ли, для людей, живущих вне церкви, земная жизнь представляет высшую ценность. Если ты в этой жизни хочешь чего-то достичь, то тело для тебя один из главных объектов заботы. Посмотрите, сколько людей, особенно молодых, совершают утренние пробежки, посещают тренажерные залы, фитнес-центры, бассейны... Так вот, люди, которые чрезмерно заботятся о своем теле, как правило, живут ущербной духовной жизнью. Тогда как христианство основное внимание уделяет именно жизни души и духа как высшей силы. Тело - это слуга души. Некоторые святые отцы сравнивали тело с осликом, на котором человек едет по дороге. Ослик должен быть послушным, выносливым, его нужно кормить, но не перекармливать. Потому что если его перекормить, он ляжет и уснет. А если, наоборот, он не получит порцию овса, у него подкосятся ноги, и он от бессилия упадет на дорогу. Примерно так мы и должны относиться к своему телу. Тело - это не злое начало, это помощник, это соработник нашей души. Многие добрые дела мы совершаем именно через тело. Поэтому христианство не отождествляет тело с чем-то греховным или уродливым, нет, о теле говорится как о доме души, требующем заботы. Да, в древние времена святые могли безропотно нести крест болезни. Но сегодня больной священник уже просто не сможет служить. Церкви нужен священник здоровый, крепкий, который не будет опаздывать на службы и сможет совершать те труды, которые на него возлагаются. Тем более в наше время. Тем более в таком большом городе, как Москва.

Если человек не дает себе физической нагрузки, он может увлечься чем-то душевредительным

Вы полагаете, что чрезмерное внимание к телу губительно для души. Но даже в православных учебных заведениях сегодня открываются фитнес-залы, проводятся спортивные состязания. Да вы сами только что сказали, что священник должен быть физически крепок, вынослив.

Сейчас проясню свою мысль. Тот, кто занимается спортом, он же всегда к физическим нагрузкам добавляет заботу о внешности, красивую одежду, правильное питание и тому подобное. Представляете, какой большой процент времени, сил, средств человек тратит именно на это. Он создает из тела культ. А культ тела христианством осуждается. Никто не говорит, что о теле не нужно заботиться. Нужно. Но в меру. В любом православном учебном заведении, кроме учебы, есть послушание, богослужение. И все равно выделяется время для занятий физкультурой. Не в ущерб духовному воспитанию, конечно. Я убежден, что если человек не дает себе физической нагрузки, он может увлечься чем-то душевредительным. Сейчас есть три серьезные опасности - компьютер, вкусная еда и алкоголь. Человек разгружается, расслабляется с помощью этих трех средств - алкоголя, еды и компьютера. Редко кто берет книгу, редко кто идет на тренировку и редко кто посещает места, где действительно душа отдыхает. Я против еды, алкоголя и компьютера как антидепрессантов.

- Помогает ли спорт, на ваш взгляд, духовному развитию человека?

Прямой связи здесь нет. На духовный рост человека влияет правильная, аскетическая жизнь. В христианстве эта культура - культура аскетической жизни - разрабатывалась веками и доведена до совершенства. Спорт нужен в городе. А в сельских храмах, сельских монастырях его заменяет правильная, аскетическая практика, когда нужно косить сено, пасти скотину, поливать огород, работать в трапезной, просфорне, решать хозяйственные, строительные, бытовые проблемы, да еще совершать поклоны, соблюдать посты. Там, наверное, спорт и не нужен.

Здоровый дух дает силу слабому телу

- Можно ли сказать, что здоровый дух оздоравливает тело?

Думаю, да. Дух обладает колоссальной энергией. Потому что наш дух связан с духом Божьим. Если здоровый дух действительно с Богом соединился, то и тело подтягивается к нему. Дух способен тело - слабое, немощное, больное, старческое - наполнить необыкновенной силой. И мы знаем такие примеры. Почему великие подвиги совершали на войне люди, подчас вроде бы немощные? Потому что дух был на высоте. Взять хотя бы наше богослужение. Какая-нибудь бабушка стоит три часа на одном месте, как свечка, а двадцатилетний парень, пришедший из спортзала, потопчется минут пятнадцать и говорит: ой, больше не могу, спина болит, ноги ноют. Здоровый дух дает силу слабому телу, а отсутствие духа способно ослабить любого физически крепкого человека.

- Можно ли победить болезнь силой духа?

Болезнь дается Богом, здесь все в Его власти. Если болезнь нам для душеспасения полезна, то Бог нам ее оставит. Любя нас, Бог дает нам болезни. Это трудно понять и принять, но это так. Дело в том, что у Бога другие цели. Они отличны от наших. Нам хочется выздороветь и больше ничего. А Богу нужно, чтобы мы достигли вечной жизни. Иногда болезнь останавливает человека на пути греха. Больной человек много чего уже не в состоянии совершить. Но отними у него болезнь - и может начаться блуд, воровство...

Физкультура и спорт, они лишь наши помощники в достижении самой главной, самой высокой цели — спасении души

Бог человеку ставит другие задачи и цели, нежели победа на Олимпийских играх

Некоторые спортсмены перед выходом на старт или за минуту до начала матча молятся о победе. Как вы к этому относитесь?

Я бы им советовал прийти в храм и помолиться в уединении, вдали от посторонних глаз. Никому не нужно их показное моление.

В США проводились исследования. Оказалось, двадцать пять процентов американцев считают, что исход спортивного состязания решает не человек, а Бог. Кроме того, большинство американцев уверены, что если спортсмен верит в Бога, то у него больше шансов на победу. Что вы на это скажете?

Бог человеку ставит другие задачи и цели, нежели победа на Олимпийских играх или в чемпионатах. Последнее не входит в Его промыслы. Но я не хочу, чтобы мое слово отталкивало кого-то от спортивных занятий. А с другой стороны, мне как священнику было бы неловко выглядеть слишком усердным пропагандистом физкультуры и спорта. Физкультура и спорт, они лишь наши помощники в достижении самой главной, самой высокой цели - спасении души.

Визитная карточка

Протоиерей Андрей Овчинников - клирик Кафедрального соборного храма Христа Спасителя. Родился в Москве. После окончания средней школы в 1987 году поступил учиться в Государственный центральный институт физической культуры. После окончания первого курса был призван в армию. Службу проходил в Воздушно-десантных войсках. В 1992 году окончил институт по специальности "тренер-преподаватель по водному поло". С ноября 1991 года стал работать педагогом в православной гимназии "Радонеж". Педагогическую работу совмещал с послушанием алтарника в храме Вознесения Господня (Малого Вознесения) г.Москвы. В 1993 году поступил учиться в Московскую духовную семинарию. В 1996 году зачислен в Московскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия. Тема диссертации: "Пастырское служение протоиерея Валентина Амфитеатрова". После окончания академии был назначен штатным священником Кафедрального соборного храма Христа Спасителя по совместительству с преподавательской работой в Николо-Угрешской семинарии. Является членом Дисциплинарной комиссии г. Москвы. В храме Христа Спасителя руководит взрослой группой воскресной школы. Женат, имеет 7 детей.

«В здоровом теле - здоро́вый дух» (лат. «Mens sana in corpore sano») - крылатое латинское выражение. Традиционное понимание: поддерживая тело здоровым, человек тем самым поддерживает в себе и душевное здоровье.

Выражение взято у Децима Юния Ювенала , ок. 61- ок. 127 (Сатира Х, строка 356).
Фраза вырвана из контекста, на самом деле ход мысли Ювенала был другим. Вот как звучит эта цитата в более развёрнутом варианте

Órandúm (e)st ut sít mens sán(a) in córpore sáno.
Fórtem pósc(e) animúm, mortís terróre caréntem,
Quí spatiúm vit(ae) éxtrem(um) inter múnera pónat
Náturáe, qui férre queát quos cúmque labóres,
Nésciat írascí, cupiát nihil ét potióres
Hérculis áerumnás credát saevósque labóres
Ét Vener(e) ét cenís et plúma Sárdanapálli.

(Перевод Д. Недовича и Ф. Петровского)

Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.

Что в состояньи терпеть затрудненья какие угодно, -
Духа, что к гневу не склонен, страстей неразумных не знает,
Предпочитая отраду тяжких трудов Геркулеса
Чувству любви, и пирам, и роскоши Сарданапала.

(перевод Ф. А. Петровского):

Если ты просишь чего и святилищам жертвы приносишь -
Там потроха, колбасу, что из белой свиньи приготовил, -
Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.
Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,
Что почитает за дар природы предел своей жизни,
Что в состоянье терпеть затрудненья какие угодно…

Orandum est, ut sit mens sana in corpore sano [орандум эст, ут сит менс сана ин корпоре сано] - Надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом.

Фраза Ювенала стала популярной после того, как её повторили английский философ Джон Локк (1632-1704) и французский писатель-просветитель Жан Жак Руссо (1712-1778). Все авторы исходили из того, что наличие здорового тела отнюдь не гарантирует наличие здорового духа. Напротив, они говорили о том, что должно стремиться к этой гармонии, поскольку она в реальности встречается редко. Иносказательно о стремлении к гармоничному развитию человека.

Таким образом, традиционное понимание этого крылатого выражения является полной противоположностью изначально вкладываемого в него смысла: люди воспринимают вторую часть в качестве следствия из первой. Правильнее было бы говорить о том, что автор данного изречения стремился сформулировать мысль о гармонично развитом человеке, которому присуще и то, и другое.

Традиционное понимание данного выражения – если человек сохраняет тело здоровым, то сохраняет и духовное здоровье. Однако фраза вырвана из контекста, на самом деле ход мысли автора был совсем другим.

Надо стремиться к тому, чтобы в здоровом теле был здоровый дух» (Ювенал).

В более развёрнутом варианте:

«Если ты просишь чего и святилищам жертвы приносишь –
Там потроха, колбасу, что из белой свиньи приготовил, –
Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.
Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,
Что почитает за дар природы предел своей жизни,
Что в состоянье терпеть затрудненья какие угодно,
Духа, что к гневу не склонен, страстей неразумных не знает,
Предпочитая отраду тяжких трудов Геркулеса
Чувству любви, и пирам, и роскоши Сарданапала».
(Десятая сатира Ювенала)

По одной версии, в основе этих строк лежит известная в Древнем Риме поговорка: «В здоровом теле здоровый дух – редкое явление».
По другой версии, Ювенал взял за основу ответ Гомера из предания «Состязание Гомера и Гесиода» (VIII-VII в. до н.э.). Гесиод – «Что самое лучшее?», Гомер – «Здоровый дух в мужественном теле».
Фраза Ювенала стала популярной, когда её повторили английский философ Джон Локк (1632-1704) и французский писатель, мыслитель Жан Жак Руссо (1712-1778). «Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире» – Джон Локк.
Все авторы исходили из того, что наличие здорового тела, никоим образом не гарантирует наличие здорового духа. Напротив, надо стремиться к этой гармонии, которая в реальности встречается редко – Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений, В. Серов.
Возможно, смысл крылатого латинского выражения изменили на рубеже XIX-XX веков, когда в России начали распространять атеистические идеи. Поменяли местами дух и тело, таким образом, тело стало первичным.

Быть здоровым – это естественное стремление человека. Здоровый и духовно развитой человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости и красоты. Великие поэты, вдохновляющие нас гимном прекрасному, часто отождествляют красоту и здоровье. Целостность, гармония человеческой личности проявляются, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма, гармонии самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая сознательную деятельность, не позволяя «душе» лениться.
Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства. И для этого в настоящее время есть различные
пути и возможности.

Здоровье и счастье – это то, что необходимо каждому человеку. Трудно представить человека счастливым, если он болен. «Здоровым будешь – все добудешь», – гласит народная мудрость, с которой нельзя не согласиться. Забота о своем здоровье – это долг и обязанность каждого человека. Заботясь о здоровье, мы думаем о своем физическом и душевном состоянии, о том, чтобы, как поется в песне, «тело и душа были молоды».
В здоровом теле – здоровый дух. Это знают все, как знают и то, что занятие спортом укрепляет организм, помогает избавиться от вредных привычек, способствует развитию не только физических, но и моральных качеств. Но об этом мы нередко забываем. Может быть, чтобы было хорошее настроение, нужно каждый день начинать с улыбки и зарядки. Конечно, трудно себя заставить каждый день подниматься раньше времени, с непривычки болят мышцы. Но ежедневная зарядка – это начало физического и духовного развития, это избавление от вредных привычек и безделья, это первый шаг к соблюдению режима дня. Спортсмены утверждают, что физические упражнения влияют на состояние духа, на мышление. Спорт – это наслаждение, согласие, гармония разума и силы. Спорт – это труд.

В здоровом теле – здоровый дух. В истинности сей крылатой фразы, наверное, каждый не раз убеждался на личном примере: при плохом самочувствии даже улыбаться нет сил, но стоит только начать делать элементарные вещи для избавления от болезненности или усталости – да, хотя бы, специально улыбаться – как практически мгновенно становится лучше. Верна и обратная зависимость: если человек плохо себя чувствует, то любое приятное событие, произошедшее в его жизни, непременно окажет позитивное воздействие на его самочувствие в целом. Да, физическое неразрывно связано с психическим! И, разумеется, укрепление своего здоровья и поддержка организма духовному развитию только способствуют. У людей, лишённых способности активно передвигаться, но стремящихся к развитию и желающих выздороветь, даже самые тяжёлые болезни протекают легче, чем у тех, кто от любого лёгкого недуга готов упасть и лежать на кровати, боясь пошевелиться. И, как следует из поведения, у последних нет ни малейшего желания развиваться.