А.С.Пушкин. Евгений Онегин

>Сочинения по произведению Евгений Онегин

Дружба и вражда

Роман в стихах «Евгений Онегин» был написан А. С. Пушкиным в первой половине 19-го века. Это одно из самых значительных произведений в русской словесности. Автор над ним проработал более семи лет. Роман посвящен теме несчастной любви и дружбы. Видимо, на тот момент именно эти вопросы были на первом месте для писателя. С самого начала произведения мы узнаем, что в свои двадцать шесть главный герой, столичный модник и повеса Онегин , устал от городской жизни и хочет отдохнуть вдали от шума.

Как отмечает писатель: «Измены утомить успели; Друзья и дружба надоели». Такой была жизнь Онегина до того, как он решился уехать в деревню. Даже там он сторонился соседей-помещиков, избегал шумных компаний. Он старался проводить больше времени в тишине и за чтением книг. Единственным человеком, с которым он охотно познакомился, был Владимир Ленский . Этот восемнадцатилетний «поклонник Канта» вернулся в свое поместье из Германии и показался Евгению интересным собеседником. Его душа была не испорчена светом. Он верил в любовь и высшее предназначение жизни.

Несмотря на то, что между героями пропасть длиною в несколько лет и большая разница характеров, они часто встречаются и заводят беседы на философские темы. Многое в жизни друзей меняется с момента знакомства Онегина с сестрами Лариными. Владимир Ленский влюблен в белокурую и веселую Ольгу . Евгению же кажется более интересной ее старшая сестра Татьяна . Эта девушка привлекает главного героя своей серьезностью и незаурядностью. Татьяна много читает и всегда остается в стороне от шумных компаний. После их знакомства она решает, что Онегин и есть ее судьба, о чем открыто пишет в любовном письме.

Евгения тяготит внимание девушки, но он старается никак ее не обидеть, а потому признается, что не создан для любви и семейной жизни. У Ольги с Ленским удачно складываются отношения до одного события, которое произошло во время именин Татьяны. В отместку за то, что друг привел его на этот вечер, Онегин решает своеобразно отомстить Ленскому и приглашает на танец Ольгу. После этого между друзьями пропадает всяческое доверие и намечается дуэль. К сожалению, «юный поэт», которого возможно ждала настоящая слава, а возможно заурядная жизнь, погибает от руки лучшего друга. Ленский убит, а Онегин навсегда остается жить с этой раной в сердце.

Критики писали, что смерть этого героя была символичной. Автор хотел показать, что романтики и мечтатели погибали, столкнувшись с жестокой действительностью, а такие скептики и реалисты как Онегин, наоборот, выживали. Однако выжив физически, главный герой был сломлен морально. Он полон искреннего раскаяния, но слезами друга не вернуть. Самое ужасное, что ситуация была поправима, но в век, который жил и творил Пушкин, светское суждение было сильнее любой морали. Ведь если обратиться к истории, то и сам автор погиб в ходе дуэли, спустя несколько лет после публикации его романа.

В своем романе «Евгений Онегин» Александр Сергеевич Пушкин создал двух персонажей, образы которых полностью противоположны друг другу, но при этом схожи. Эти персонажи - Владимир Ленский и Евгений Онегин, именем которого названо произведение.

Для составления характеристики их взаимоотношений друг с другом необходимо проанализировать личность каждого из этих людей.

Вконтакте

Личности Онегина и Ленского

Онегин

Евгений - человек светский. Получил стандартное для того времени образование, подобающее аристократу, но есть то, чему его учителя забыли или не захотели научить - моральным устоям. Уже повзрослевшего Онегина часто можно было застать на балу или за просмотром какой-нибудь театральной постановки. Однако несмотря на его тесное общение с обществом, Онегин не чувствует себя его частью. Он ассоциален и не испытывает к людям никаких эмоций. Узнав о болезни своего дяди, Евгений кажется опечален, однако он нехотя навещает своего родственника, тем самым показывая свое равнодушние даже по отношению к близким людям.

Персонаж постоянно купался в женском внимании, что впоследствии начало вызывать у него чувство отвращения, которое не позволило Евгению сразу увидеть в Татьяне нечто новое и дать ход чувствам. Пушкин называл своего персонажа продуктом современного на тот момент общества. В своих строках, поэт сравнивает этого персонажа со льдом.

Ленский

Владимир Ленский - антипод Евгения. Он сразу представляется как жизнерадостный юноша, верящий в триумф добра в этом мире. Кроме веселого нрава, Владимир имеет развитый ум и преуспевает в литературе и философии, в том числе зарубежной. Однако он является белой в вороной в аристократическом обществе. Ему не интересны ни богатеи, ни темы, которые они обычно обсуждают: деньги, родина и прочее. Возможно именно эта обособленность от общества впоследствии сыграет свою роль и приведет к дружбе между ним и Евгением.

В отличие от своего друга юный поэт открыта к сочувствию и добру ко всему живому, что сочетается с еще одной особенностью его характера - крепким внутренним стержнем, на котором крепятся всего его убеждения. В своих строках, Александр Сергеевич сравнивает его с пламенем.

Схожесть в характерах

Характеры данных персонажей разительно отличаются между собой. Так почему же они сблизились? Ниже можно увидеть основные черты их характеров и положения в обществе, так или иначе сближающие их.

  • Они оба являются своеобразными изгоями.
  • Испытывают скуку в окружении людей их статуса.
  • Были образованы.
  • Имели интерес к литературе и философии, что впоследствии приведет к долгим беседам между ними.
  • У обоих есть свой внутренний стержень.

Отличия характеров

Ни один человек не может быть схож во всем с другим. Эти два персонажа Пушкина А. С. не исключение. Ниже представлены их отличия друг от друга.

  • Взгляды на мир.
  • Мораль.
  • Мстительность Евгения и наивность Владимира.
  • Интеллект. Хоть обоих нельзя назвать дураками, но Владимир скорее хорошо образован, чем умен.

Отношения Онегина и Ленского

Дружба двух противоположностей возникла случайно, «от делать нечего». Характеры, ценности, жизненный опыт - все это было совершенно разными в большинстве аспектов, однако у судьбы были другие планы на этих двоих. Встретившись при других условиях, дружба Онегина и Ленского не состоялась бы. Едва ли они обратили бы друг на друга внимание . Вынужденные терпеть навязчивое общество соседей в селькой глуши, Евгений и Ленский сблизились . Юному Владимиру было приятно общество и он всем сердцем хотел подружиться с этим человеком.

Поэт горячо делился с новым другом своими мыслями и мировозрением. Евгений был идеальным слушателем для Ленского, так как он преимущественно слушал, изредка задавая вопросы, но исключительно по делу. Юному поэту было приятно общество и он всей душой хотел подружиться с этим человеком.

Однако несмотря на вышеперечисленное, трудно назвать Онегина и Ленского настоящими друзьями до гроба.

Их связывал случай и не более. В конце концов ни один друг не убьет другого. Между ними произошел конфликт, который повлек за собой дуэль, а как следствие - смерть Ленского. Причина конфликта пустяковая - Владимир уговорил Евгения пойти на именины Татьяны, где и произошли события, повлекшие за собой дуэль.

Желая отомстить поэту, за пребывание в скучном обществе семейства Лариных, Евгений начал всячески смущать Ольгу - возлюбленную Владимира, одаривая ее комплиментами и танцуя лишь с ней. Своими действиями он заставлял нервничать и другую личность - Татьяну, влюбленную в Евгения.

Оскорбленный таким поведением Ольги и Онегина, которого он считал другом, поэт вызвал последнего на дуэль. Незадолго до нее, Ленский осознал всю пустяковость их конфликта . Перед своей кончиной он надеялся, что Онегин не выстрелит, но он все-таки выстрелил, поставив жирную точку в этой истории.

В конечном итоге Евгений тоже пострадал, хоть его раны и не были материальны. Разбитое сердце восстановится, однако жизнь уже не вернуть.

Сочинение

Роман Пушкина "Евгений Онегин" поражает не только художественным совершенством формы, красотой и легкостью языка, но и многообразием проблем, волновавших русское общество 20-х годов XIX века. Изображая все группы дворянства, поэт ставит безошибочный диагноз двух самых распространенных болезней века — разочарования и идеалистического ухода от действительности. Они находят воплощение в образах Онегина и Ленского — лучших людей эпохи. Этих героев не устраивает ни холодный блеск пустой светской жизни, ни убожество и примитивность деревенских будней. Оба они стремятся к чему-то высшему, пытаясь найти смысл жизни.

Что же сближает этих героев? Наверное, то, что выделяет их из обычной помещичьей среды: ум, образованность, широта интересов, благородство. Именно эти черты, присущие героям, пробудили их взаимный интерес, положили начало их дружбе.

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.

Несходство характеров Ленского и Онегина только усилило взаимную симпатию, придало глубину их общению. Беседы друзей совсем не похожи на обычный в среде деревенских помещиков "вечный разговор про дождь, про лен, про скотный двор". Их любознательный и пытливый ум стремится к познанию смысла жизни, касаясь всех сфер человеческого бытия.

Меж ними все рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло, И предрассудки вековые, И гробы тайны роковые, Судьба и жизнь в свою чреду — Все подвергалось их суду. Пушкин подчеркивает здесь, что споры его героев затрагивают и философские, и экономические, и политические, и нравственные проблемы, волновавшие передовых людей того времени. Беглый перечень тематики споров Онегина и Ленского содержит указание на конкретных авторов, ставящих эти вопросы в своих трудах.

В среде российской интеллигенции был очень популярен трактат французского философа и писателя Жан-Жака Руссо "Общественный договор", который касался одной из самых злободневных проблем государственного устройства — взаимоотношения власти и народа, который имел право свергнуть правительство, нарушившее договор между союзом власти и общиной свободных граждан. Крепостное право в России создавало не только политические, но и экономические трудности, из которых пытались найти выход прогрессивно мыслящие дворяне, внедряя в своих имениях усовершенствованные приемы земледелия, применяя машинную технику. Владелец заводов и вод Онегин и богатый помещик Ленский не могли не задуматься над этим вопросом, который Пушкин называет "плоды наук".

"Добро и зло", то есть этические проблемы, тоже оказывались в центре внимания молодых русских интеллигентов. Теоретические нравственные принципы преломляются в характерах друзей, определяя не только их взгляды, но и поступки.

История взаимоотношений Онегина и Ленского показывает огромное различие между ними, оттеняет противоположность не только характеров, но и их отношения к действительности, к людям, которые их окружают. Даже склонность Ленского к поэзии, стремление выразить в стихах свои настроения и мечты говорит о романтическом настрое его мыслей и чувств. В хорошенькой пустенькой Ольге он видит идеал. Белинский заметил, что Ленский "украсил ее достоинствами и совершенствами, приписал ей чувства и мысли, которых в ней не было". И дружба с Онегиным для Владимира значит очень много. Такой вывод позволяют сделать слова Пушкина о том, каким было представление Ленского о дружбе, чести, благородстве:

Он верил, что друзья готовы За честь его приять оковы И что не дрогнет их рука Разбить сосуд клеветника. Значит, его отношения с людьми определяла вера в вечную дружбу, в единственную любовь, которая предопределена ему судьбой, в благородную свободолюбивую идею, которая "когда-нибудь нас озарит и мир блаженством подарит". Здесь ярко проступает связь Ленского с декабристскими настроениями, дает основание предположить, что он мог бы сблизиться с прогрессивной дворянской интеллигенцией, которая готовила восстание 14 декабря 1825 года, стать поэтическим голосом своего народа. Именно потому, что вера в любовь, дружбу и свободу составляла для Ленского сущность и цель жизни, он воспринял неудачную шутку Онегина как измену любимой девушки и предательство лучшего друга. И он бросается в дуэль, чтобы защитить чистоту своих романтических представлений от онегинского скептицизма.

Смерть Ленского символична, она невольно приводит к мысли, что идеалист, романтик, мечтатель, не знающий действительности, должен погибнуть при столкновении с ней.

А скептик, реалист Онегин остается жить. Его нельзя упрекнуть в идеализме и незнании действительности. Нет, он знает жизнь и людей очень хорошо, безошибочно определяя их внутреннюю сущность при первом же знакомстве. Но что дает Онегину это знание? Ничего, кроме скуки, хандры, разочарования, сознания своего превосходства над людьми. А это опасный путь, ведущий к разобщенности с миром, к эгоистическому одиночеству Поэтому, думается, Онегин не может стать ни счастливым, ни полезным обществу. В этом его трагедия, которую увидел своим чутким взором гениальный художник.

Значит, образы Онегина и Ленского — это отражение двух разных путей, которыми шла лучшая дворянская интеллигенция первой четверти XIX века. И закончиться они могли или смертью, или жизненным тупиком.

Дружба Онегина и Ленского произошла, по словам самого Пушкина, «от делать нечего». Действительно, они были совер­шенно противоположны по характерам, с различным жизненным опытом, с различными устремлениями. Но их объединило поло­жение в сельской глуши. Оба они тяготились навязываемым об­щением со стороны их соседей, оба были достаточно умны (в от­ношении Ленского правильнее сказать, что он был образован). Вне зависимости от убеждений каждый человек стремится к об­щению с себе подобными. Только психически ненормальный может принципиально бежать не из какой-то определённой соци­альной группы, а от людей вообще. Может уединяться святой отшельник, но он общается со всем миром, молясь за него. Уеди­нение Онегина было ему тягостно, и он был рад, что нашёлся по крайней мере хоть один человек, с которым ему не противно об­щаться.

Тем более такое общение необходимо было Владимиру Лен­скому. Онегин был идеальным слушателем. Он преимущественно молчал, не прерывая поэта, а если возражал, то обоснованно, и был заинтересован в предмете разговора. Ленский был влюблён, а как всякий влюблённый, он нуждался в человеке, которому бы мог излить свою любовь, тем более если при этом писались сти­хи, их надо было кому-то читать.

Таким образом, понятно, что в иных условиях Онегин и Ленский вряд ли бы стали общаться так тесно, но тем и особен­ны человеческие взаимоотношения, что различные ситуации сводят и разводят людей иногда совершенно парадоксальным образом.

Различие Ленского и Онегина было не столь фундаменталь­но, нежели их различие с соседскими помещиками, которые счи­тали Ленского полурусским, а Онегина - опасным чудаком и фармазоном. Говоря предельно обобщённо, Онегин и Ленский были противоположностями внутри одной системы, а их соседи вообще выходили за рамки системы. Именно поэтому Владимир и Евгений инстинктивно нашли друг друга и объединились.

То, что их дружба была поверхностной и во многом фор­мальной, доказывает их дуэль. Какой друг будет стреляться с другом, да ещё вдобавок безо всяких объяснений?! Реально их связывало очень немногое, и порвать это немногое было доста­точно легко.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Анализ произведений русской литературы 11 класс

    • .C. Высоцкий «Я не люблю» анализ произведения (317)

      Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содер­жанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начи­наются...

    • B.C. Высоцкий «Зарыты в нашу память на века...» анализ произведения (255)

      Песня «Зарыты в нашу память на века...» написана B.C. Вы­соцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще...

  • Литература

    • "Антоновские яблоки" Бунина сочинение (264)

      Творческое наследие Бунина очень интересно, впечатляюще, однако трудно для восприятия и понимания, так же как сложным и противоречивым было мировоззрение поэта и писателя. Бунин...

    • "Энеида" Вергилия сочинение-анализ (260)

      Поэма Вергилия «Энеида» - это эпическое произведение, базирующееся на римской мифологии. Поэма рассказывает о легендарном Энее, троянце, сыне царя Трои Приама. Эней после...

  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои (221)

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся...

    • "Иудушка Головлев - тип единственный в своем роде (231)

      Иудушка Головлев - гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель" (228)

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», - сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее...

(1)

Стоит проследить, как раскрываются в романе взаимоотношения Онегина и Ленского. Вначале Пушкин говорит о том, как непрочны мотивы их дружбы:

Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.

Представления Ленского о дружбе возвышенны, романтичны. Онегин смотрел на дружбу более трезво и холодно. Но вместе с тем Онегин противопоставляется себялюбивым эгоистам, почитающим «всех нулями, а единицами себя».

Несомненно, Онегин отличал Ленского не только от Петушковых и Буяновых, но и от своих великосветских друзей. Онегин очень скоро постиг особенности натуры Ленского и сумел умно, гуманно подойти к наивному, но благородному юноше.

Афоризм, завершающий раздумья Онегина, обличает в нем человека умного, наблюдательного и гуманного. Но всегда ли следовал Евгений тому, что выражено в этих размышлениях? Остановимся на диалогах Ленского и Онегина. Беседа друзей, начинающая главу, замечательна живой непринужденностью. В каждой реплике Ленского и Онегина видны их характеры. Речь Ленского полна высокопарных эмоций:

Я модный свет ваш ненавижу;
Милее мне домашний круг…

Речь Онегина проста и исполнена ленивой дружеской иронии:
Куда? Уж эти мне поэты!
Ах, слушай, Ленский; да нельзя ль
Ну что ж? ты едешь: очень жаль. Увидеть мне Филлиду эту. ..

Еще более характерна беседа друзей, возвращающихся от Лариных. Изъявляя свое желание быть представленным Лариным, Онегин мотивировал его тем, что ему хочется «увидеть … Филлиду эту», Т.е. любимую Ленского. Вполне естественно ожидать, что после встречи с ней он заговорит с Ленским о предмете его любви, выскажет свое мнение об Ольге. Конечно, влюбленный поэт не сомневался в том, что мнение это будет благоприятным. И вот друзья остались одни. Но Онегин молчит и зевает. Пенекии сам начинает с ним разговор. В его словах чувствуется беспокойное желание узнать мнение Онегина, хотя прямо задать вопрос об Ольге Владимир не решается. Его смущает рассеянность и некоторая угрюмость друга. Онегин так и не отвечает на скрытый вопрос друга и равнодушно говорит о том, что Владимира меньше всего интересует. В самом порядке предметов, которых касается Онегин, чувствуется холодная рассеянность, пренебрежение к Ольге, к чувствам Ленского и далее любопытная деталь: Онегин начинает все же разговор о сестрах, но первое имя, которое он упоминает, — Татьяна:

Скажи: которая Татьяна?

Но как же так? Онегин поехал для того, чтобы увидеть Ольгу, и даже не заметил, которая из сестер — Ольга, которая Татьяна. Это странно. Но в чем причина этой странности? Может быть, все дело в холодной рассеянности Онегина. Он был представлен во время визита и милой старушке Лариной, и ее дочерям, но не был достаточно внимателен, чтобы запомнить сразу, кого как зовут. Но при этом он отлично разобрался в сравнительных достоинствах сестер Лариных. Может быть, он спрашивает нарочно, чтобы позлить Пенского? Онегину достаточно беглого взгляда, чтобы оценить человека. Но интерес его к людям притуплен, верх постоянно берут рассеянность, холод, скука, хандра. И в состоянии этой хандры он, вряд ли с намерением, скорее просто подчиняясь чувству безотчетного раздражения, жестоко обижает своего восторженного друга.

«Неужто ты влюблен в меньшую?» В чертах у Ольги жизни нет».

Реакция Ленского вполне понятна:
Владимир сухо отвечал
И после во весь путь молчал.
Дальнейшая ссора с Ленским закономерна, она подготовлялась подобными столкновениями и неизбежно должна была вспыхнуть, так как «над любовью робкой, нежной» Онегин до рокового бала у Лариных не раз уже небрежно шутил.
Однако в V главе Пушкин рисует еще одну картину дружеской встречи Ленского и Онегина. В этой сцене всячески подчеркнута их дружба: она проявляется и в том, что Ленский открывает свое сердце перед Онегиным [«разговорился вновь про Ольгу»), и в обращениях Владимира к другу: «милый», «мой друг», «как ты мил».

Беседа Ленского и Онегина протекает в поэтической обстановке, и это подчеркивает прелесть дружеских бесед, душевной близости двух людей. Описание этой последней дружеской встречи Онегина и Ленского особенно подчеркивает трагизм надвигающихся событий. В VI главе автор показывает, что Онегин не выдержал испытания в дружбе, и произносит суд над своим героем. Его месть Ленскому на балу у Лариных — проявление того равнодушного, недоброго отношения к чувствам юноши, которое в менее резкой форме проявлялось уже и ранее.

… но Евгений

Наедине с своей душой
Был недоволен сам собой.
«И поделом», — замечает Пушкин.
Бесспорно, Онегина положительно характеризует то, что он способен к тайному суду над самим собой. Его мучит совесть, он обвиняет сам себя, детально разбирает, в чем именно был неправ. И кажется, что вот-вот Онегин бросится к Ленскому и протянет ему руку. Но не тут-то было. Упрекая себя, Онегин уже знает, что он будет стрелять в Ленского. Ни чувства дружбы, ни жалости к юноше, почти ребенку, ни просто мужества у Онегина не хватило. Больше всего его пугает, что «в это дело» вмешался старый дуэлист.

И Пушкин с горестной насмешкой и гневом вынужден признать духовный крах своего «доброго приятеля», не сумевшего стать выше светской черни:

И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!

Таким образом, Онегин в угоду этому общественному мнению принимает вызов от друга, которого сам же и оскорбил. Пушкин, говоря о своих героях, называет их по-разному: до начала дуэли: друг, приятель [«Звал друга Ленский на дуэль», «С приятелем стреляюсь я»), Но вот приближается развязка:

Враги стоят, потупя взор.
Враги! Давно ли друг от друга
Их жажда крови отвела?.

Далее автор называет Онегина и Ленского то врагами, то друзьями, как бы подчеркивая этим нелепость, дикость их вражды. Метод сопоставления, контраста, часто используемый Пушкиным в романе, блестяще применен в финале сцены дуэли для раскрытия трагедии «убийцы юного поэта».

Сравним слова, выразительно передающие чувства Онегина: «стиснув пистолет», «сражен», «с содроганьем отходит» с ремаркой «решил сосед», указывающей на полное спокойствие 3арецкого и безразличие по отношению к совершившемуся. Именно это страшное для Онегина восклицание навсегда запомнилось ему потому, что восклицание «старого дуэлиста» заставило Онегина в эту страшную минуту с особенной ясностью понять, что он совершил непоправимое преступление из страха перед такими ничтожествами, как Зарвцкий. И ни странствия по России, ни новые впечатления, ни любовь к Татьяне — ничто не помогло Онегину забыть убитого поэта.