Физиологические и психические особенности подростков. Анатомо-физиологические особенности подростка и их влияние на развитие личности подростка

Урок № __

Тема урока: АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ.

Предмет: ОБЖ.

Класс: 7 «А», «Б», «В»

Место проведения: МОУ СОШ №1 г.Ейска

Четверть: 4

Учитель: Еременко Марина Григорьевна

Цель: рассмотреть анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.

Ход урока

Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

Сообщение темы и цели урока.

Актуализация знаний.

Что следует понимать под стрессом?

Сформулируйте определение общего адаптационного синдрома и назовите его стадии.

Опишите влияние стресса на состояние здоровья человека.

Сформулируйте содержание общих принципов борьбы со стрессом.

Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

Работа над новым материалом.

Учитель. Подростковый возраст - период жизни человека с 12-13 до 18 лет. Это возраст, когда происходит биологическая, психическая и социальная перестройка организма, ведущая к зрелости.

Грани перехода от детства к зрелости условны. Так, древнерусское слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу. «Отрок» в буквальном смысле означало «не имеющий права говорить». В словаре В. Даля подросток определяется как «дитя на подросте» - около 14-15 лет, а юноша - как «молодой», «парень от 15 до 20 лет и более».

В подростковом возрасте происходит половое созревание человека, сопровождающееся ускоренным физическим развитием.

В это время совершается перестройка деятельности всех органов и систем. Происходит быстрый рост тела, всех органов и тканей, что обусловлено главным образом влиянием половых гормонов и гормона щитовидной железы. Однако темпы роста разных частей тела неодинаковы. Больше всего заметно увеличение длины рук и ног. Неравномерность роста отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации движений - появляется неуклюжесть, неповоротливость, угловатость. После 15-16 лет эти явления постепенно проходят.

Развитие организма - сложный биологический процесс, он характеризуется не только количественным нарастанием массы тела, но и качественными структурными изменениями во многих органах и тканях.

Основными внешними показателями физического развития подростка является длина, масса тела и окружность грудной клетки. Большое значение имеют также состояние осанки, степень развития мускулатуры, мышечный тонус, развитие подкожной жировой клетчатки.

В подростковом периоде окончательно определяются индивидуальные особенности пропорций тела и внешнего облика человека. В этот период у мальчиков начинают проявляться контуры мускулатуры спины и груди, исчезает округлость контуров, свойственная раннему возрасту, уменьшается количество подкожного жирового слоя, одновременно значительно увеличивается мышечная масса в связи с усиленным развитием мышц туловища и конечностей.

У девочек, наряду с ростом и развитием мышечной системы, подкожный жировой слой с возрастом равномерно увеличивается, у них заметнее увеличивается верхняя часть туловища, шире становятся бёдра, от чего фигура девочки выглядит более округлой.

Сроки начала полового созревания и его завершения различны не только у детей разного пола, но и у детей одного пола.

Как правило, дети с интенсивным ростом раньше вступают в период полового созревания и быстрее его проходят. Дети, склонные к избыточной массе тела, созревают в половом отношении раньше, однако чрезмерная масса тела - истинное ожирение - тормозит половое созревание.

В подростковом возрасте могут возникнуть различные функциональные расстройства органов. Часто в этом возрасте наблюдается повышение кровяного артериального давления, сердцебиение, учащение пульса, иногда одышка, головная боль. Чаще отклонения в работе сердечно-сосудистой системы отмечаются у подростков с ограниченной двигательной активностью, не занимающихся регулярно физической культурой, или, наоборот, при чрезмерных физических нагрузках, не соответствующих возрасту.

Нередко в подростковом возрасте при интенсивном чтении, работе с компьютером и умственной нагрузке появляются различные нарушения зрения. При длительном стоянии, продолжительном неподвижном сидении могут возникать головокружения, неприятные ощущения в области сердца, живота, в ногах. Причиной этих расстройств может быть психическое и физическое перенапряжение.

Известно, что на физическое развитие человека в этом возрасте оказывают существенное влияние не только наследственные, но и многие внешние факторы, такие как экологическая обстановка, режим питания, режим труда и отдыха, чередование умственного и физического труда, двигательная активность и др.

Очень важно соблюдать правила личной гигиены в подростковом возрасте. В связи с эндокринной перестройкой организма усиливается функция сальных желез, что ведёт к закупориванию их протоков и появлению на коже угрей, которые могут воспаляться и нагнаиваться. Поэтому необходимо регулярно мыться, ежедневно принимать душ.

Девушкам порекомендуем подмываться водой с мылом утром и вечером. Во время менструаций не следует принимать ванны; лучше обмыться под душем или облить тело тёплой водой. Нельзя во время менструаций купаться в открытых водоёмах, необходимо воздержаться от длительного хождения пешком, бега и прыжков.

Итак, знание закономерностей своего развития в подростковом возрасте является основой для формирования системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, подготовки к полноценной взрослой жизни. При этом систему здорового образа жизни нужно строить с учётом не только общих физиологических, но и индивидуальных особенностей. Тем самым вы обеспечите гармоничное развитие своего организма.

Работа над изученным материалом.

Вопросы и задания:

В чём заключаются особенности развития человека в подростковом возрасте?

Каково значение личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья?

Итог урока.

Учитель. Сделайте вывод по уроку.

Обучающиеся. Подростковый возраст - период жизни человека с 12-13 до 18 лет. Это возраст, когда происходит биологическая, психическая и социальная перестройка организма, ведущая к зрелости. В подростковом возрасте происходит половое созревание человека, сопровождающееся ускоренным физическим развитием.

Окончание урока.

Домашнее задание. Подготовить к пересказу §6.3 «Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте».

Выставление и комментирование оценок.

В 9 — 10 лет у девочек и в 11 — 12 лет у мальчиков начинается новый и ответственный период жизни — подростковый возраст.

Отрочество. Бурный, неудержимый рост и развитие, совершенствование физических и умственных способностей, формирование воли, характера, мировоззрения происходят за относительно короткое время (около трех лет) и завершаются в юности. Подростковый и юношеский возраст объединяют иногда одним названием — период полового созревания. Он заканчивается у юношей к 18 — 19, у девушек — к 16 — 17 годам. К этому времени полностью формируются пропорции тела, завершается рост и окостенение скелета. За период полового созревания у юношей вес тела увеличивается в среднем на 34 кг, рост — на 35 см, окружность груди на 25 см; у девушек соответственно на 25 кг, на 28 см и на 18 см. Эти изменения связаны с напряженной деятельностью систем и органов, регулирующих процессы роста и обеспечивающих нормальную жизнедеятельность организма. В то же время сами регулирующие системы (прежде всего нервная и эндокринная) продолжают собственное развитие и формирование.

Созревание организма — процесс не простой, не всегда проходит гладко. Вот почему подростки требуют пристальное (но не назойливого) внимания родителей, постоянного контроля, а иногда, если не "срабатывают" отдельные звенья сложной цепи развития и формирования организма, и прямого вмешательства врача. В 10-летнем возрасте физическое развитие мальчиков и девочек примерно одинаково, но в 11 лет девочки опережают своих сверстников по росту (на 1,6 см) и весу (на 1,7 кг) . В 12 лет девочки опережают мальчиков по всем показателям: по длине тела (на 3,1 см), весу (на 2,9 кг), окружности и экскурсии грудной клетки (на 4,5 и 0,7 см). В 13 лет эта разница еще увеличивается.

Однако в 14 лет все показатели физического развития становятся выше у мальчиков. Эти различия связаны с тем, что девочки на 2 года раньше мальчиков вступают в отроческий возраст, у них раньше наступает так называемый пубертатный "скачок роста", т. е. значительное ускорение роста и веса, У девочек он наблюдается в возрасте от 10,5 до 13 лет, у мальчиков — от 12,5 до 15. Пубертатный "скачок роста" предваряет наступление полового созревания. Происходит развитие и повышение деятельности желез внутренней секреции, половых органов. Половое созревание наступает у девочек в 12,5 — 13 лет, у мальчиков — в 14 — 15 лет. В этом возрасте у девочек начинаются менструации, у мальчиков появляются поллюции.

У подростков завершается анатомическое развитие нервной системы. К 13 — 14 годам заканчивается формирование двигательного анализатора, что имеет огромное значение для формирования выносливости, ловкости, необходимых в трудовой деятельности.

Вызванный эндокринной стимуляцией рост скелетной мускулатуры существенно отражается на мышечной силе. Так, если в 10 лет мальчики сжимают кистевой динамометр с силой 16 кг, то в 15 лет этот показатель равен 35 кг; у девочек сила кисти руки увеличивается за этот же период в среднем с 12,5 до 28 кг. Следует отметить, что у девушек мышечная сила достигает своего максимального развития к 15 годам. Характерная для подростков угловатость, неуклюжесть и неловкость (что объясняется более быстрым ростом костей и мышц в длину и временным отставанием их развития в толщину) проходят у юношей после 15 лет, у девушек — несколько раньше.

У подростков быстро растет сердце. Пожалуй, ни к одной системе организма в подростковом и юношеском возрасте не предъявляется таких высоких требований, как к сердечнососудистой. Вес сердца с 10 до 16 лет удваивается, а объем увеличивается примерно в 2,4 раза. Изменяется и сердечная мышца (миокард), становится мощнее, способна выбрасывать в сосуды при сокращении большее количество крови. В возрасте от 9 до 17 лет ударный объем сердца, т. е. количество крови, выбрасываемое сердцем за одно сокращение, возрастает у мальчиков с 37 до 70 мл, а у девочек — с 35 до 60 мл. Частота сердечных сокращений в покое постепенно снижается. В 15 лет пульс у мальчиков равен 70, а у девочек — 72 уд/мин, к 18 годам уменьшается соответственно до 62 и 70 уд/мин, т. е. становится таким же, как у взрослых. Однако снижение частоты сердцебиений происходит неравномерно, и связано это с темпами роста и полового созревания.

Например, в одном и том же возрасте (15 лет) у быстро развивающихся девочек сердечно-сосудистая система работает приблизительно так же, как и у взрослых женщин, а у их сверстниц, отстающих в росте и развитии, характер работы сердца почти такой же, как у младших школьниц. То же наблюдается и у мальчиков. Следовательно, первая особенность системы кровообращения подростка — ее тесная связь с темпами роста и созревания всего организма.

Надо отметить, что в стремительно растущем организме развитие сердечнососудистой системы не всегда успевает за общими темпами развития, а увеличение массы сердца иногда отстает от увеличения массы всего тела. Вот почему иногда у рослых юношей и девушек появляются жалобы на слабость, легкую утомляемость, особенно при физических нагрузках, отмечается склонность к обморокам при перегревании или резком изменении положения тела. При появлении симптомов сердечной слабости, связанных с несоответствием роста и увеличения размеров сердца, некоторые родители расценивают их как проявление болезни сердца, стараются перевести сына или дочь на максимально щадящий режим, ограждают от всякого рода физических нагрузок. Это большая ошибка. Единственным лекарством, способным привести в соответствие возможности системы кровообращения и возросшие потребности организма подростка, служат систематические физические упражнения, спорт, трудовая деятельность. К сожалению, сейчас у большинства современных детей, подростков, юношей (да и взрослых) основной бедой стала недогрузка мускулатуры, малоподвижность.

Часто юноши и девушки, стесняясь своей слабости и неловкости, совсем перестают заниматься физической культурой. В результате формируется так называемое капельное сердце, которое, если подросток не начнет вовремя заниматься физкультурой, не увеличится и в дальнейшем.

В развивающейся системе кровообращения часто встречается и несоответствие между просветом сосудов, по которым кровь выбрасывается из сердца, и возросшей емкостью сердца. В связи с этим увеличивается артериальное давление. Так, если у мальчиков и у девочек 10 лет артериальное давление равно 95/55, то к 17 годам оно повышается до 120/65 у юношей и до 115/60 у девушек.

Третьей особенностью работы сердечнососудистой системы у подростков является временное нарушение ее нервной регуляции. Это связано с перестройкой деятельности эндокринной и нервной систем и выражается расстройством ритма сердца, повышением или снижением частоты сердцебиений. У юношей и девушек, развивающихся гармонично, такие расстройства не длительны и быстро проходят без всякого лечения. Но, несмотря на это, любое отклонение в деятельности сердца, особенно изменения величин кровяного давления, не должны ускользать от внимания родителей. Ведь чаще всего они возникают у ослабленных детей, страдающих хроническими заболеваниями носоглотки (тонзиллитом, гайморитом, фарингитом) и полости рта (особенно кариесом зубов). А эти болезни совсем не безобидны и в дальнейшем оказывают воздействие в первую очередь на сердечно-сосудистую систему.

Родители должны также знать, что большая умственная нагрузка в сочетании с малоподвижным образом жизни ведет к нарушению регуляции тонуса кровеносных сосудов, что вызывает гипотонические и гипертонические состояния, которые в дальнейшем развиваются в гипотонию или гипертонию. Предупредить столь неблагоприятный исход можно разумным распорядком дня, четким режимом труда и отдыха, а главное — систематическими занятиями физической культурой и спортом.

На международном конгрессе по школьной гигиене было установлено, что суммарная дневная школьников не должна превышать 7 — 8 часов (при шестидневной рабочей неделе это даже выше трудовой нагрузки взрослых). Однако практическая загрузка учащихся в течение рабочего дня значительно выше, особенно в старших классах. Что касается младших школьников, то для них 7-8 — часовой рабочий день слишком большая нагрузка.

По подсчетам ученых, школьники 18 часов в сутки находятся в состоянии полной или относительной неподвижности , т. е. сидят или лежат. Следовательно, на активную мышечную деятельность, в том числе и на игры, занятия физической культурой, остается лишь 6 часов в сутки. Но и эти 6 часов (при их максимальном и рациональном использовании) могут принести большую пользу здоровью.

Однако, по данным исследований, проведенных в разных районах Москвы, 51% подростков вообще не бывают на свежем воздухе после возвращения из школы; перерыв между классными и домашними занятиями более чем у трети ребят не превышает 1,5 часа. Понятно, что в этом случае школьники приступают к работе не отдохнув, и работоспособность у них резко понижена. По тем же данным, 28,4 процента учащихся тратят на приготовление уроков более 3 часов, 12,8 процента — более 4 часов, а 4,4 процента — даже более 5 часов. Причем 73,7 процента школьников не устраивают никаких перерывов для отдыха, т. е. сидят за письменным столом непрерывно по 3 — 5 часов.

Что же делают старшеклассники в оставшееся время? Оказывается, далеко не все из них проводят его в движении. Чаще после длинного и утомительного рабочего дня подростки располагаются в удобных креслах и смотрят телевизионные передачи. Причем 37,3 процента из них ежедневно проводят у телевизора 1,5 часа, 19,4 процента — 2 часа, 7,2 процента — более 3 часов. Нетрудно подсчитать, что при таком режиме у ребят не остается времени на занятия спортом, физической культурой, а обязательные по программе уроки физкультуры лишь незначительно компенсируют гиподинамию.

Один из узловых вопросов современного поколения — ускорение роста и развития детей и подростков, т. е. проблема акселерации. Термин "акселерация", обозначающий ускорение роста и развития детей и подростков но сравнению с предыдущими поколениями, относительно недавно — меньше десяти лет назад — "шагнул" из специальных книг и журналов на страницы популярных изданий.

По современным представлениям, растущий организм — сложная саморегулирующаяся система, развитие которой определено заложенной в ней генетической программой. Рост каждого ребенка, анатомические и физиологические особенности всего организма, отдельных органов и систем, порядок и темпы их созревания, индивидуальные свойства, приспособительные возможности на всех этапах жизни определяются наследственной конституцией ребенка.

Акселерация роста и развития наиболее показательна в подростковом возрасте. Современные московские мальчики 14 лет "подросли" по сравнению со сверстниками 20-х годов со 146,4 до 162,6 см, т. е. на 16,2 см, их вес увеличился с 34,3 до 51,2 кг, у девочек соответственно со 146,7 до 160,9 см и с 39 до 51,3 кг. У подростков сдвинулось на более ранний возраст и половое созревание.

Причем на сроки полового созревания существенно не влияют ни расовые особенности, ни климат, ни географическая зона проживания. Широко распространенное мнение о более раннем половом созревании южных народов, которое встречается иногда даже в медицинской литературе, на самом деле неподтвердившаяся гипотеза. Существенное значение в этом плане имеют социально-экономические условия и характер питания.

Акселерация создает целый ряд проблем в воспитании, особенно подростков и юношей. Если в 30 — 40-е годы достижение половой зрелости совпадало с началом трудовой деятельности, то сейчас ситуация значительно изменилась: уже вполне сформировавшиеся в физическом и нервно-психическом отношении юноши и девушки очень долго оказываются на положении детей. Появились противоречия между ускоренным физическим созреванием и относительно запоздалой социальной зрелостью. Профессиональная деятельность требует дополнительной подготовки в ПТУ, техникуме, вузе, что еще дальше отодвигает сроки самостоятельности. "Ножницы" между ускорением физического созревания и задержкой социальной зрелости увеличиваются и в связи с недостатками семейного воспитания, когда дети и подростки излишне опекаются, растут в атмосфере исключительности и часто не выполняют никаких домашних обязанностей, не испытывают чувства ответственности за свои поступки. Такое положение усугубляется существующей (особенно в городах) демографической ситуацией — преобладанием одно- или двухдетной семьи.

С акселерацией связывают и определенный "конфликт поколений", когда современные родители не хотят, а порой и не могут понять своих выросших детей. Подростков же раздражает мелочная опека родителей; они считают, что с ними обращаются как с маленькими, их не понимают, ущемляют их достоинство. Со свойственным юности максимализмом они утверждают, что интеллектуальный мир взрослых весьма скуден и поэтому ни о чем серьезном с ними нельзя разговаривать. Однако "интеллектуализм" современного подростка, большой объем усвоенных им знаний нередко достигается ценою полного освобождения его от трудовых обязанностей в семье и в процессе школьной учебы. А между тем проблема трудового воспитания органически связана с формированием социальной зрелости подростка, далеко не синхронной с ускорением физического развития и насыщением информацией. И здесь на первое место выступает трудовое воспитание, способствующее формированию уважительного отношения к материальным ценностям, к труду, воспитанию чувства долга и ответственности перед собой и окружающими.

При тренировке подростков-акселератов, даже если они достаточно способны и "идеально" подходят к избранному виду спорта, возникают определенные проблемы. Крупные, рано развитые, они способны на занятиях выполнять большой объем физических нагрузок. Но хотя по росту и весу они не уступают взрослым, степень развития всех систем организма еще не "дотянула" до взрослого уровня: нервная, эндокринная, сердечнососудистая, дыхательная и мышечная системы находятся еще в стадии формирования. Почти нет функциональных резервов, так как процессы роста и созревания сами требуют значительного напряжения всех систем, больших затрат энергии. И "легкость", с которой юные справляются с большими нагрузками, может обходиться слишком дорого. Переоценка физических возможностей подростков ведет к перетренировке, нарушению здоровья.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Муниципальное образовательное учреждение

Университетский лицей

Физиологические и психологические особенности организма подростка

Работу выполнил:

Ученик 9 «А» класса

Пехуров Александр

Преподаватель: Иванов О.Е.

Петрозаводск 2010

Введение

1. Физиологические изменения

1.4 Костно-мышечная система

2. Психологические изменения

2.1 Нервно - психическое развитие

Заключение

Введение

Подростковый возраст - это время кардинальных физиологических изменений и развития социального статуса. В западных культурах это переходный период между детством и взрослой жизнью, обычно охватывающий период с 12 до 20 лет. Основная часть значительных изменений в подростковом организме происходит за первые несколько лет этого периода. Однако важные и глубокие изменения в поведении и в ролевых отношениях имеют место в течение всего этого отрезка жизни

В ответ на повышение уровня мужских и женских гормонов начинают проявляться внешние признаки созревания мужчины и женщины. Результаты этих изменений (увеличение молочных желез, понижение голоса, рост волос на лице, на теле и на лобке) называются вторичными половыми признаками. Рост лобковых волос у обоих полов и набухание молочных желез (легкое их выступание под соском) у девочек обычно являются самыми ранними признаками. Затем следует резкое ускорение роста, стимулируемое повышением уровня половых гормонов и гормона роста. В дальнейшем рост останавливается, опять-таки под влиянием половых гормонов, по сигналу которых закрываются зоны роста в костях. Скачок роста у девушек отмечается на два года раньше, чем у мальчиков, отчего первые бывают выше своих сверстников в раннем подростковом возрасте. Увеличиваются и наружные половые органы - пенис и яички у мальчиков, половые губы - у девочек.

Изменение голоса, вызванное ростом гортани, отмечается у обоих полов, но наиболее драматично это происходит у мальчиков. Последние часто испытывают неловкость, когда их голос ломается и перескакивает с низких тонов на высокие и наоборот. Волосы на лице у мальчиков и в подмышечной области у обоих полов появляются примерно через два года после лобковых. Повышенная активность сальных желез может привести к появлению прыщей или угрей на лице.

Многие из этих изменений в организме могут стать причиной беспокойства или гордости подростка и его (ее) семьи или друзей. Обычной реакцией становится смущение, и особенно сильно смущаются те, кто опережает или отстает в развитии от других:

Описанные нами изменения происходят достаточно быстро и интенсивно. Тело, к которому за долгие годы привык человек, подвергается загадочным переменам, которые зачастую смущают и расстраивают. Происходят и социальные изменения. Нередки перемены в дружбе мальчика и девочки. Подростки склонны становиться (по крайней мере на время) более гомосоциальными, взаимодействуя в социальной среде в основном с представителями своего пола. Но эта фаза длится недолго. Подростковый период характеризуется не только физическими изменениями, но и важными переменами в поведении.

1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ

1.1 Нервная, эндокринная системы

Состояние нервной системы у подростков иное, чем у взрослых и детей. Это проявляется в усиленной работе тех ее отделов, которые обеспечивают энергозатраты и адаптацию различных систем организма к внешним условиям.

У части подростков возбуждение нервных процессов преобладает над торможением: реакция на словесную, устную информацию бывает замедленной или неадекватной, что необходимо учитывать при построении учебных программ и контроле за их соответствием возрастным особенностям. Неустойчивость нервной системы может вызывать изменения в работе жизненно важных органов и систем. Внешние признаки этого - повышенная возбудимость, выраженные эмоциональные реакции на минимальные стрессовые ситуации, потливость...

Эндокринная система

Биологические особенности подросткового возраста в значительной мере зависят от функции эндокринных желез.

Основной особенностью эндокринной перестройки в подростковом периоде является активация системы гипоталамус-гипофиз. Это ведет к изменению гормонального статуса.

Основными гормонами гипофиза, обеспечивающими рост и развитие организма в подростковом периоде, являются гормоны его передней доли. Гормон роста отвечает за развитие и рост тканей тела. Он стимулирует жироотложение, активизирует биосинтез белка, усиливает обменные процессы. Выработка гормона роста достигает пика к двенадцати-четырнадцати годам. Именно с этим связан максимальный ростовой скачок у подростков.

С другим гормоном гипофиза - стимулятором выработки гормонов корой надпочечников - связаны важнейшие физиологические функции интенсивно растущего организма. Вырабатываемые под его воздействием вещества влияют на рост костной и мышечной ткани, на приспособительные реакции организма к стрессовым воздействиям. В подростковом возрасте это в определенной мере обеспечивает биологические основы усвоения знаний, трудовых и жизненных навыков, выработки и за-крепления других социально значимых условных рефлексов.

Половое созревание, формирование и становление репродуктивной функции в подростковом возрасте в основном зависят от уровня тех гормонов гипофиза, которые влияют на функцию половых желез. Эти гормоны совместно с гормонами половых желез, воздействуя на структуры центральной нервной системы, могут влиять на половое поведение.

Важную роль в растущем организме играют гормоны щитовидной железы. Нет ни одного органа, работа которого не зависела бы от них. Они участвуют во всех видах обмена веществ, в развитии мозга, определяют уровень интеллекта, физического развития, созревания репродуктивной системы, адаптационных возможностей. Функция щитовидной железы, в свою очередь, “управляется” гипофизарным гормоном, который регулирует обмен йода, углеводный обмен, стимулирует синтез белка...

Потребность организма в гормонах щитовидной железы у подростков повышена, и это может вызвать “рабочее” увеличение щитовидной железы, которое чаще встречается у девочек, чем у мальчиков. К так называемому возрастному увеличению щитовидной железы следует относиться с большим вниманием, потому что оно может маскировать различные болезни этого органа. Многолетний перерыв в йодной профилактике, нарастание экологического неблагополучия, усиление стрессов привели в последние годы к значительному росту болезней щитовидной железы.

1.2 Половое созревание, иммунная система

физиологический психический подросток

Половое созревание занимает особое место в развитии ребенка. Наступление полового созревания совпадает с подростковым возрастом и является его отличительной чертой. Созревание репродуктивной системы достигает уровня взрослого человека к семнадцати-восемнадцати годам.

Существует определенная связь между гормональной активностью половых желез и физическим и половым развитием подростков. Так, ускорение роста у мальчиков и девочек начинается в разном возрасте.

У мальчиков наиболее интенсивный рост происходит в тринадцать-пятнадцать лет, у девочек - в одиннадцать-тринадцать. Девочки начинают обгонять мальчиков в росте примерно с десяти лет. После тринадцати-четырнадцати лет, с наступлением первой менструации, темп роста девочек резко падает, и мальчики начинают вновь обгонять их.

Нарастание веса также имеет определенные закономерности: до одиннадцати лет вес девочек и мальчиков примерно одинаков: с одиннадцати до четырнадцати лет вес девочек превышает вес мальчиков, но к ше-стнадцати годам вес юношей значительно превосходит вес их сверстниц.

Уровень полового созревания отражает состояние нейро-эндокринных механизмов регуляции организма в целом и является одним из главных показателей зрелости репродуктивной системы.

У некоторых подростков ростовой скачок и наступление полового созревания происходят раньше или позже, чем у большинства сверстников. В таких случаях принято говорить о несовпадении биологического и паспортного возраста, общей задержке или ускорении полового и физического развития. Эти особенности следует учитывать при построении учебных программ.

Иммунная система

Другой важнейшей системой, определяющей адаптационные, приспособительные реакции и обеспечивающей устойчивость организма к внешним воздействиям, является иммунная система. Формирование и становление иммунной системы - это процесс, который зависит от наследственной предрасположенности и влияния факторов внешней среды. Согласно современным представлениям, существует пять критических периодов развития иммунной системы, пятый из них совпадает с подростковым возрастом. Он отмечается у девочек в двенадцать-тринадцать лет, у мальчиков -- в четырнадцать-пятнадцать.

Гормональная перестройка, а также факторы внешней среды могут приводить к снижению адаптационных возможностей иммунной системы у подростков, что является причиной возникновения многих хронических заболеваний. Это необходимо учитывать при организации медицинского наблюдения, при определении объема и спектра оздоровительных мероприятий, проводимых в образовательных учреждениях.

1.3 Сердечнососудистая система

Деятельность сердца и сосудов в подростковом периоде также имеет свои особенности, в значительной мере связанные с изменением гормонального статуса и нервной системы. В период полового созревания происходит интенсивный рост сердца в длину, ширину, увеличивается объем его полостей.

Меняются уровни артериального и венозного давления, ритм сердечных сокращений. Во всех возрастных группах у девушек отмечается более частый сердечный ритм, чем у юношей. Подростки часто испытывают неприятные ощущения в области сердца (боли, чувство давления, сердцебиение), они страдают повышенной утомляемостью, склонностью к обморочным состояниям.

Один из важнейших показателей состояния сердечнососудистой системы - артериальное давление (АД). Уровень АД, как известно, находится в определенной зависимости от возраста, пола, показателей физического развития, наследственно-конституциональных особенностей организма, национальности, климато-географических факторов, социально-гигиенических условий и образа жизни. Начало полового созревания сопровождается повышением уровня АД. Такая физиологическая реакция направлена на поддержание кровоснабжения организма на оптимальном уровне при быстром увеличении длины и массы тела. У юношей с возрастом отмечается равномерное увеличение значений АД. У девушек наибольший уровень АД выявляется в тринадцать-четырнадцать лет.

Повышение уровня АД в период полового созревания нельзя однозначно рассматривать как плохой прогноз на будущее. В то же время подростки с повышенным АД, в сочетании с наследственной отягощенностью, ожирением и другими признаками, имеют высокий риск заполучить в дальнейшем гипертониче-скую болезнь.

1.4 Костно-мышечная система

В период полового созревания в основном завершается формирование костной ткани. Для нормального роста костей скелета необходимо поддерживать достаточный уровень кальциевого обмена, то есть подросток должен получать более значительное, чем взрослый и ребенок, количество кальция - это важно для пропорционального увеличения массы и плотности кости.

Кроме того, обмен кальция в подростковом возрасте зависит от функционального состояния органов пищеварения, мочевыделения и других систем, с которыми связаны поступление и выделение этого минерала из организма.

Изменения гормональной регуляции, хронические заболевания органов пищеварения, почек, недостаточное употребление высококалорийных продуктов, а также продуктов, содержащих витамин D, кальций, фосфор, белки - могут привести в подростковом возрасте к нарушениям обмена кальция и ухудшению формирования костной и хрящевой ткани, замедлению или ранней остановке роста костей скелета, возникновению заболеваний костей, суставов и позвоночника (сколиозы), а в будущем - к раннему и быстрому снижению минеральной плотности кости. Исследование костной плотности у московских школьников (НЦЗД РАМН, 1977-1999 гг.) показало, что более чем у 40% подростков десяти-семнадцати лет она снижена, и это является серьезным симптомом глубоких нарушений обмена кальция.

Костная ткань очень чувствительна к воздействию биологических и средовых факторов риска. Этим определяется высокий риск формирования специфической для подросткового возраста патологии костной ткани - остеохондропатий, а также деформаций позвоночника и грудной клетки, число которых ежегодно возрастает.

Патология костной ткани, возникшая в юности, в дальнейшем может способствовать формированию специальной недостаточности, в том числе вести к ограничению в выборе профессии, трудоустройстве, годности к службе в Вооруженных Силах и т.д. Вот почему надо использовать все возможности для профилактики нарушений формирования костного скелета (в том числе элементы оздоровительной гимнастики во время уроков и контроль за адекватностью нагрузок на уроках физкультуры).

Мышечная ткань в период полового созревания подвергается значительным преобразованиям, при этом отмечается интенсивное увеличение мышечной массы. У девушек показатели мышечной силы достигают уровня взрослых женщин в возрасте четырнадцати-пятнадцати лет. У юношей мышечная сила значительно увеличивается в возрасте четырнадцати лет, но уровень ее достигает уровня взрослого значительно позже, чем у девушек. В подростковом возрасте недостаточность кальция и витамина D может отражаться на силовых возможностях мышц. На фоне быстрого роста может отставать развитие координации движений, поэтому подростки выглядят угловатыми, неповоротливыми при движении и в играх.

1.5 Органы дыхания, органы пищеварения

Ряд особенностей характерен и для системы органов дыхания. Происходит интенсивное развитие грудной клетки, дыхательных мышц, рост легких. Дыхание становится глубже, реже. Устанавливаются половые различия в его типе (у юношей - брюшной, у девушек - грудной).

Интенсивная перестройка органов дыхания должна обеспечить бурно растущий организм кислородом, недостаток которого при интенсивной физической нагрузке особо чувствителен. Как правило, девушки хуже адаптируются к недостатку кислорода, чем юноши. У подростков, когда они находятся в душных помещениях или испытывают большие физические нагрузки, могут случиться обмороки. Это необходимо учитывать как при проведении обычных уроков в классе, так и при занятиях физкультурой.

Органы пищеварения

В подростковом возрасте завершается развитие пищеварительной системы. К десяти-одиннадцати годам - желудок, к одиннадцати-тринадцати - слюнные железы и пищевод становятся такими же, как у взрослого человека. Подросткам свойственны усиленное выделение желудочного сока и повышенная эвакуаторная активность желудка. Эти особенности создают предпосылки для формирования различных нарушений функции желудка.

Секреторная функция поджелудочной железы у подростков также усиливается. К концу подросткового периода завершается созревание желчевыделительной системы, в то время как ее моторная функция нестабильна: она может повышаться или снижаться.

Особенностью функции желез пищеварительной системы у подростков является высокая ее ранимость при длительном эмоциональном и физическом напряжении, нарушении режима питания, труда и отдыха, что приводит к увеличению частоты гастроэнтерологических заболеваний, склонных к прогрессированию, особенно при несвоевременной диагностике и лечении. Это необходимо иметь в виду при организации учебно-воспитательного процесса в средних и старших классах школы, в беседах с родителями по вопросам режима труда и отдыха детей.

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ

2.1 Нервно-психическое развитие

Конкретное, образное мышление, характерное для детей, в подростковом возрасте все больше уступает место абстрактному, становится более самостоятельным, активным, творческим. Эти особенности важно учитывать, поскольку они влияют на качество получаемого общего и профессионального образования, на усвоение основных практических навыков, определенных стереотипов поведения, образа жизни.

Подростковый возраст характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью. Пик ее у мальчиков приходится на одиннадцать-тринадцать лет, у девочек - на тринадцать-пятнадцать. В старшем подро-стковом возрасте настроение становится более устойчивым, эмоциональные реакции - более дифференцированными, хотя могут сохраняться их непредсказуемость и неадекватность.

Подростки, по сравнению с детьми, более целеустремленны, настойчивы. Однако проявления этих качеств часто бывают односторонними. Для них характерно попеременное проявление полярных свойств психики: целеустремленность и настойчивость могут сочетаться с импульсивностью и неустойчивостью; повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях - сменяться легкой ранимостью и неуверенностью в себе; возвышенность чувств может уживаться с сухим рационализмом, циничностью, враждебностью и даже жестокостью. Становление характера, переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности - все это обнажает и заостряет слабые стороны личности подростка, делает ее особенно уязвимой и чувствительной к неблагоприятным влияниям среды.

От семи до двенадцати лет усложняются механизмы субъективных эмоциональных переживаний, возрастает роль таких явлений, как страх и повышенная возбудимость. Эти особенности созревания психики должны быть знакомы не только психиатру и педиатру, но и педагогу, психологу.

Развитие психических функций осуществляется в определенном порядке, последовательно усложняясь от уровня к уровню. Недоразвитие высших уровней находит свое отражение в растормаживании влечений, инстинктов, низших эмоций. Влияние этого механизма достаточно часто обнаруживается в клинической картине нарушений психического развития в детском и подростковом возрасте.

Формирование всех психических функций еще не завершено, и различные нарушения в этот период без должного компенсирующего воздействия могут привести к серьезным проблемам у взрослого человека.

Наиболее частой формой нарушений психического здоровья у подростков является умственная отсталость. Как правило, выраженные ее формы диагностируются в раннем возрасте, но у современных подростков достаточно часто встречаются стертые, клинически слабо выраженные варианты. Могут быть и нарушения синхронности психического развития, которые приводят к возникновению патологических типов личности (психопатии).

2.2 Основные подходы к проблеме кризиса подросткового возраста

Хронологически подростковый возраст определяется от 10-10 до 14-15 лет. Тинейджер - (10 - 19). Герою романа Достоевского "Подросток" исполнилось 20 лет, а Толстой границей между отрочеством и юностью считал возраст 15 лет. Отрок - "не имеющий права говорить", значение этого слова - раб, слуга. Это понятие подчеркивает социальный статус человека. Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик "скачка роста" приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек "скачок роста" обычно начинается и кончается на два года раньше (дальнейший, более медленный рост может продолжаться еще несколько лет). Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до "взрослых" размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности - удлиняются руки и ноги - и в последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны изменение АД (артериального давления), повышенная утомляемость, перепады настроения; гормональная буря => неуравновешенность. Это состояние удачно выразил американский подросток: "В 14 лет мое тело будто взбесилось". Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания.

2.3 Особенности социальной ситуации развития подросткового возраста

Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.

2.4 Проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте

Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников.

1) Общение является для подростков очень важным информационным каналом;

2) Общение - специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права;

3) Общение - специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения. Психологи считают, что общение включает 2 противоречивых потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой).

Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является КОНФОРМНОСТЬ - Склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией.

2.5 Учебная деятельность и познавательное развитие подростков

В интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. В этом возрасте появляется мужской взгляд на мир и женский. Активно начинают развиваться творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В тоже время многие подростки испытывают трудности в учебе. Для многих учеба отходит на второй план.

2.6 Особенности личности подростков

1. Центральное новообразование подростничества - "чувство взрослости"- отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть - учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный "кодекс", предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.

2. Развитие самосознания (формирование "Я-концепции" система внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я".

3. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.

4. Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу.

5. Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.

6. Заметное развитие волевых качеств.

7. Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл. Направленность личности:

Гуманистическая направленность;

Отношение подростка к себе и обществу положительны;

Эгоистическая направленность;

Он сам является более значимым, чем общество;

Депрессивная направленность;

Он сам никакой ценности не представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать условно положительным;

Суицидальная направленность;

Ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности.

Обычно о подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности. Это проявляется в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности. Характер многих подростков становится АКЦЕНТУИРОВАННЫМ - крайний вариант нормы.

У подростков от типа акцентуации характера зависит многое - особенности транзиторных нарушений поведения ("пубертатных кризов"), острых аффективных реакций и неврозов (как в их к картине, так и в отношении вызывающих их причин). С типом акцентуации характера необходимо считаться при разработке реабилитационных программ для подростков. Этот тип служит одним из главных ориентиров для медико-психологических рекомендаций, для советов в отношении будущей профессии и трудоустройства, что весьма существенно для устойчивой социальной адаптации.

Заключение

Переходный возраст - это время полового созревания с окончательным формированием вторичных половых признаков. У разных подростков этот период может начинаться в разное время. У девочек переходный возраст обычно наступает немного раньше, чем у мальчиков.

В основном переходный возраст начинается в 11-12-13 лет. В это время у многих девочек начинается менструация, а у мальчиков появляется эякуляция. У ребёнка появляется резкая смена настроений, раздражительность, беспокойство, упрямство, ему хочется больше времени проводить среди сверстников, возможны трудности в учёбе и т. д.

Родителям обязательно стоит учитывать эти закономерные физические и психологические изменения. Различные конфликтные ситуации могут встречаться гораздо чаще, чем раньше и Ваш ребёнок может переживать их сильнее, чем прежде. Если родители начинают способствовать возникновению конфликта, часто упрекать ребёнка, показывать своё недовольство, это лишь усугубит ситуацию. Отмечено, что переходный возраст протекает тяжелее у единственных в семье детей.

Этот возрастной период сложен как для родителей, так и для детей, но никто не сможет точно сказать, на сколько сложным он будет конкретно у Вас. Если не проявлять должного терпения у ребёнка может развиться невроз. Как правило, к 15 годам ситуация налаживается.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Анатомо-физиологические особенности организма девочки-подростка в период полового созревания. Анализ течения беременности и родов у девочек. Причины частого развития слабости родовой деятельности у подростков. Мероприятия по предупреждению осложнений.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2016

    Классификация особенностей развития детского организма по Н.П. Гундобину с учетом биологических особенностей растущего организма. Основные периоды развития ребенка, выделяемые в педиатрии. Физиологические особенности полового созревания подростков.

    реферат , добавлен 14.11.2010

    Физическое и психическое развитие ребенка в неонатальном и грудном возрасте. Анатомо-физиологические особенности преддошкольного периода жизни. Развитие мышечной системы и скелета у детей в младшем школьном возрасте. Период полового созревания детей.

    презентация , добавлен 03.10.2015

    Общая характеристика организма собаки, особенности его анатомии и физиологии, функции отдельных органов. Описание основных систем организма: системы костей, мышечной, кожной и нервной. Особенности органов зрения, вкуса, слуха осязания и обоняния.

    реферат , добавлен 09.11.2010

    Новорожденный ребенок. Особенности строения и функций нервной системы у детей. Анатомо-физиологические особенности костной ткани. Особенности мышечной системы. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания, сердечно-сосудистой системы.

    реферат , добавлен 23.09.2007

    Основы теории адаптации и спортивная тренировка, физиологические изменения в организме под влиянием физических нагрузок. Физиологические изменения в сердечно сосудистой системе. Физиологические изменения в нервной системе.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2003

    Возрастные особенности подростков (физиологические аспекты). Психофизиологическое развитие детей подросткового возраста в половозрастном аспекте. Рекомендации, направленные на гармоничное развитие психофизиологических особенностей старших школьников.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2017

    Ряд анатомических особенностей сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы в детском возрасте. Характерные показатели возрастной динамики ребенка. Особенности костной ткани у детей. Развитие пищеварительной и эндокринной системы ребенка.

    реферат , добавлен 13.06.2011

    Нервная система ребенка. Периоды развития вилочковой железы. Морфологические и физиологические особенности кожи новорожденного и грудного ребенка. Перестройка деятельности организма ребенка при его рождении. Показатели умственного развития ребенка.

    реферат , добавлен 23.06.2010

    Проблемы пубертатного периода и психосоциального созревания. Модель здоровья подростка. Биологическое, психическое и социальное развитие подростков. Понятие о физиологической зрелости. Факты о репродуктивном здоровье и сексуальном поведении подростков.

Подростковый возраст (10-11 - 15-16 лет) характеризуется значительными физическими и анатомо-физиологическими изменениями организма ребенка.

Прежде всего, в подростковом возрасте идет интенсивное нарастание массы и длины тела. Среднее увеличение роста за год у мальчиков доходит до 10 см, а у девочек до 3-5 см. Ежегодная прибавка в весе составляет соответственно 3-6 кг у мальчиков и 3-4 кг у девочек. У подростков обоих полов период «бурного роста» длится в среднем около 4-5 лет. У мальчиков пик развития приходится на возраст около 13 лет; у девочек - 11 лет. После окончания фазы «бурного роста» в более медленном темпе он может продолжаться еще несколько лет.

В тоже время физический рост характеризуется неравномерностью изменений различных частей тела. Первыми размеров, характерных для взрослых достигают голова, кисти и стопы. Руки и ноги растут быстрее, чем туловище, развитие которого завершается в последнюю очередь. В связи с этим фигура подростка часто выглядит нескладной, вытянутой, непропорциональной. Это иногда тяжело переживается подростками и отражается на их психическом состоянии.

Например, у некоторых ребят возникает чувство «физической неполноценности», в силу чего они начинают стесняться раздеваться в присутствии других людей, неохотно посещают занятия физкультуры. Девочки же, переживая неудовлетворенность своей внешностью, нередко пытаются улучшить свою фигуру, например, высокие начинают сутулиться, опускать голову.

Неравномерность физического развития сказывается и на характере движений подростка - они у него отличаются недостаточной координированностью, угловатостью, излишней резкостью.

Вместе с тем подростковый возраст является сензитивным для приобретения и совершенствования многих сложных движений. Если, например, подросток не овладел в свое время навыками езды на велосипеде, танцевальными или гимнастическими упражнениями, то в последующем развить их будет крайне сложно. (Асеев, С. 121-122).

Рост различных органов и тканей предъявляет повышенные требования к деятельности сердца. Оно тоже растет, но быстрее, чем кровеносные сосуды. Это может быть причиной функциональных нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системы и проявляться в виде учащенного сердцебиения, повышенного кровяного давления, головных болей, головокружения, быстрой утомляемости. (Петровский, С. 104).

В подростковом возрасте происходят резкие изменения и во внутренней среде организма, которые связаны с изменениями в эндокринной системе , ЦНС (идет усиленное развитие дендритов), в нервной системе процессы возбуждения преобладают над торможением. Это является причиной бурного подъема Е , а также повышенной чуткостью к патогенным воздействиям .


Поэтому умственное и физическое переутомление, длительное нервное напряжение, аффекты , сильные отрицательные эмоции, переживания (страх, гнев) могут быть причиной эндокринных нарушений и функциональногорасстройства нервной системы. В результате подростки отличаются раздражительностью, утомляемостью, рассеянностью, низкой работоспособностью, бессонницей. Подросток может не реагировать на сильный раздражитель (успех в учебе) и давать бурную реакцию на незначительный (просьба не разговаривать на уроке).

Важнейшим биологическим процессом подросткового возраста является половое созревание , оказывающее огромное влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Развиваются половые органы, вторичные половые признаки (изменение тембра голоса у мальчиков, формирование молочных желез у девочек, рост волос на теле).

Половое созревание вносит много нового в жизнь подростков. Во-первых , это является одним из источников возникающего чувства взрослости . Во-вторых , половое созревание стимулирует интерес к своей внешности, поведению. В-третьих , наконец, пробуждается интерес к противоположному полу, появляются новые чувства, переживания, в норме и проявление первой любви. В-четвертых, появляется интерес к сексуальной, эротической продукции, что необходимо контролировать взрослым. (Асеев и Петровский).

Следует отметить, что как в физическом развитии, так и половом созревании существуют заметные индивидуальные различия в возрасте их начала и завершения. Отклонения от групповых норм в темпах развития и физического облика являются источником беспокойства для многих подростков и могут снизить их самооценку. Например, если у некоторых мальчиков половое созревание может завершиться к 13,5 годам, то у других оно может продолжаться до 17-летнего возраста и даже дольше. У одних девочек развитие груди может начаться уже в 8-летнем возрасте, а у других - только в 13 лет. Возраст менархе может колебаться от 9 до 16,5 лет.

Нормальные временные вариации пубертата тесным образом связаны с генетическими факторами и фактором питания.

Важные физические изменения имеют определенные психологические последствия . В процессе физического созревания дети становятся все больше похожими на взрослых, на них иначе начинают реагировать другие люди, они сами начинают иначе к себе относиться.

Центральным событием для девочки в возрасте пубертата является начало менструаций , с которым сопряжен ряд психологических изменений. После менархе девочки начинают лучше чувствовать собственное тело, у них повышается уровень самосознания, социальной зрелости, репутация среди сверстников. Однако возможно и ухудшение отношений с родителями. Непосредственно после менархе повышается конфликтность взаимоотношений с матерью. Эта конфликтность постепенно угасает, но ей на смену приходит большая межличностная отчужденность. Но эта отчужденность является необходимым условием возникновения автономности личности.

Для мальчика центральным событием становится первая эякуляция и внезапное половое возбуждение, которое в период пубертата наступает особенно легко, спонтанно. Хотя для мальчиков эрекция как признак половой потенции является предметом гордости, у них может вызвать тревогу и смущение то, что кто-то может заметить их неспособность контролировать эту реакцию. Они могут избегать танцев, ответов у доски, начинают задумываться о том, есть ли у других мальчиков та же проблема неумения контролировать эрекцию.

Как и у девочек, у мальчиков пубертат связан с психологическими изменениями. Половое созревание сопряжено у них с повышением конфликтности в отношениях с родителями и дистанцировании от них. Эта конфликтность наиболее заметна в средний период пубертата и сначала затрагивает отношения сына и матери; конфликтность с отцом возникает позже.

Перед началом и во время полового созревания некоторые мальчики страдают синдромом страха раздевания (на уроках физкультуры, в спортивных секциях и т.п.). Поскольку все развиваются с разной скоростью, то облик тела разный, что и вызывает у некоторых застенчивость и стыд своего тела.

Положительная самооценка подростка, принятие сверстниками и популярность в их среде во многом зависят от его физической привлекательности и внешнего облика. Это один из важнейших компонентов подростковых взаимоотношений, поэтому подростки (в особенности - девушки) уделяют пристальное внимание своему телу. Иногда желание иметь стройную фигуру доводит подростков до таких крайностей, что у них развиваются такие нарушения питания, как нервная анорексия и булимия .

Нервная анорексия - это опасное для жизни эмоциональное расстройство, которое характеризуется навязчивой идеей относительно еды и собственного веса . Ее главными симптомами являются постоянное и преувеличенное внимание к диете и еде, искажение нормальной самооценки, чрезмерная потеря в весе (не менее 15%), колебания настроения, чувство изоляции, беспомощности, подавленности и одиночества. От 5 до 10% больных анорексией умирают от медицинских последствий недоедания. Фанатичная диетомания сочетается у них с изнурительными физическими занятиями, что приводит к социальной изоляции и отдалению от родственников и друзей.

Мужчины редко страдают анорексией. Среди больных анорексией - 95% женщин, преимущественно в возрасте от 12 до 18 лет. Сегодня данным нарушением страдает около 1% девушек.

Булимия - это синдром обжорства, с последующим искусственно вызванным освобождением от съеденной пищи . Для булимии характерно неудержимое и быстрое поглощение за короткое время большого количества высококалорийной пищи. Переедание с последующим освобождением от съеденной пищи может происходить по много раз в день. Обжорство происходит тайно, часто по ночам. Обычным завершением эпизодов обжорства являлась произвольно вызванная рвота.

Булимики не довольны своим внешним видом и мечтают о стройной фигуре. Однако они не могут совладать со своим пристрастием к еде. Обычно приступы обжорства следуют за периодами стресса, сопровождаются тревожностью, подавленным настроением. Булимией страдают в основном девушки.

Раннее и позднее созревание у мальчиков и девочек имеет свои различия. Так, рано созревающие мальчики, как правило, являются более успешными в общении со сверстниками и в других видах деятельности. Они более ответственны, общительны, склонны к сотрудничеству; однако они более конфликтны, озабочены производимым впечатлением. Поздно созревающие мальчики менее уравновешенны, более напряжены, обидчивы. Им чаще свойственны тревожность, импульсивность, стремление командовать другими и находиться в центре внимания. Поздно созревающие мальчики менее популярны среди сверстников.

В отношении девочек исследования показывают, что раннее созревание оказывает преимущественно негативное влияние на девочек. Они менее довольны своим телом, т.к. они становятся крупнее и полнее своих поздно созревающих сверстниц. Также они более подвержены стрессу, более беспокойны, капризны и раздражительны, а также менее популярны среди своих сверстниц. Они хуже учатся, чаще наблюдается нарушение поведения в школе, преждевременное сексуальное поведение и ранние браки. Многие поведенческие проблемы этих девочек связаны непосредственно с вовлеченностью в отношения со старшими мальчиками. (Н. Ньюкомб, Ф. Райс, Г Крайг).

Кого мы называем подростком? Вот первый вопрос, который возникает, когда мы начинаем говорить о физиологических особенностях подросткового возраста.

Ответить на этот вопрос на первый взгляд просто, но па самом деле достаточно трудно. Мы уже писали, что научный симпозиум по возрастной периодизации, созванный Институтом физиологии детей и подростков АПН СССР с участием представителей разных специальностей, пришел к заключению, что подростками па-до считать Девушек в возрасте от 12 до 15 лет и мальчиков от 13 до 16 лет.

Таким образом, подростковый возраст у девушек начинается и заканчивается на один год раньше, чем у мальчиков, но у тех и других он длится по три года.

Необходимо подчеркнуть, что границы подросткового возраста достаточно условны и в жизни наблюдаются значительные индивидуальные вариации как темпов развития, так и сроков наступления тех или иных характерных особенностей для этого периода.

Подростковый возраст является закономерным этапом развития организма, но вместе с тем своим своеобразием и темпом он резко отличается от всех других этапов жизни человека. В этот период происходят бурные перестройки в деятельности всех физиологических систем организма. Меняется психика и поведение ребенка. Причем все это получает своеобразную индивидуальную окраску в зависимости от унаследованных качеств и влияния социальной среды, в которой жил и развивался ребенок.

Быстрота возрастных изменений, происходящих у подростков, значительные различия в нервно-психических особенностях, своеобразие темпов качественных сдвигов в деятельности физио­логических систем - все эти моменты, вместе взятые, делают учебно-воспитательную работу с подростками достаточно сложной и трудной.

Педагогу приходится иметь дело с коллективом учащихся, в котором отдельные его члены находятся на разных уровнях развития. Эта мозаика в возрастных особенностях учеников, обусловленная различными темпами их развития, требует от педагога особого, нешаблонного подхода к решению учебно-воспитательных задач.



Некоторые зарубежные ученые этот возраст называют даже периодом кризисов, катастроф и катаклизмов, говорят о неполноценности подросткового периода развития. Эти утверждения не имеют под собой никакой научной основы и неверны.

Громадный фактический материал, которым располагает советская наука, дает основание утверждать, что любой период развития организма ребенка полноценен. Ребенок развивается как гармоничное целое, но каждый этап его развития имеет свои особенности.

Что же является наиболее характерным для подросткового возраста? Это в первую очередь эмоциональная подвижность, любознательность и стремление к новому. В этом возрасте перед подростком открываются возможности сознательного овладения знаниями и достижениями человечества, накопленными в процессе его исторического развития, т. е. опытом человечества. Наблюдается резкое повышение интереса подростков к театру, живописи, музыке, литературе - другими словами, ко всему тому, что мы называем обобщающим словом культура. Важной особенностью подросткового возраста является также возможность сознательного и активного участия в общественной жизни, приобщения к труду и воспитания творческого к нему отношения. Значительное место в интересах и жизни подростка начинает занимать спорт и физическая культура, во многом способствующие укреплению его здоровья и общему развитию.

Совершенно очевидно, что все сказанное создает хорошие предпосылки для создания соответствующего учебно-воспитательного процесса в подростковом возрасте, направленного на формирование здоровой, всесторонне развитой и глубоко воспитанной личности - строителя коммунистического общества. Успешному решению педагогом этой задачи во многом будет спо­собствовать знание основных физиологических особенностей подросткового периода развития, определяющих своеобразие этого возрастного этапа.

С физиологической точки зрения подростковый период характеризуется повышением интенсивности роста, повышенным обменом веществ, усиленным потреблением кислорода, резким повышением деятельности желез внутренней секреции, и, наконец, это возраст полового созревания.

Никогда, за исключением первых двух лет своей жизни, человек не растет столь интенсивно, как в подростковом возрасте. За год рост увеличивается на 6-7 и даже 10 см. Причем с 11 - 12 лет девочки несколько опережают в росте мальчиков, в 13- 14 лет они растут почти одинаково, а с 14-15 лет мальчики обгоняют в росте девушек, и это превышение роста у мужчин над женщинами сохраняется в течение всей жизни. Наиболее интенсивно, пожалуй, вытягиваются в длину конечности, поэтому для подростка очень характерной чертой являются длинные тонкие ноги. Хотя одновременно с ростом повышается и масса тела подростка, но нарастание массы несколько отстает от максимального увеличения роста. Вот почему обычно подростки имеют худой и вытянутый вид.

Сердечно-сосудистая система у подростков развивается следующим образом. Очень интенсивно в этот период растет сердце, и его объем ежегодно увеличивается приблизительно на 25%. Таким образом, усиленный рост и увеличение массы тела, требующие большего снабжения кровью и большей доставки кислорода, обеспечиваются увеличением объема сердца и повышением показателей его функциональной деятельности. Кровяное давление несколько возрастает и колеблется в пределах 110- 115 мм. рт. ст. Частота сердечных сокращений несколько замед­ляется; если в 11 лет она равна 85-90 ударам в минуту, то к 14-15 годам снижается до 70 ударов в минуту.

Параллельно росту сердца увеличивается и диаметр сосудов. Хотя рост окружности сосудов происходит медленно и несколько отстает от роста сердца, это обстоятельство не мешает подростку чувствовать себя хорошо. Все же быстрая перестройка кровеносной системы и неустойчивость регуляторных механизмов вегетативной нервной системы могут приводить к некоторым расстройствам кровообращения, в частности к транзиторным (преходящим) гипертоническим явлениям, головокружениям и т. д. Изменение условий кровообращения особенно резко бывает выражено у девочек, так как увеличение массы сердца у них начинается раньше и быстрее заканчивается. Правильная организация режима подростков является решающим фактором предупреждения развития этих явлений и быстрейшей их ликвидации.

Чрезвычайно важно, что в подростковом возрасте в связи с усиленным ростом тканей происходит образование новых сосудов и их коллатералей. Большое значение для развития сосудис­той сети имеют занятия физкультурой и физическая работа.

Таким образом, на подростковом этапе жизни наблюдается значительная перестройка соотношений роста сердца и сосудов. В связи с этим возникает своеобразие условий кровообращения, наблюдающееся у мальчиков и девушек в разные сроки из-за различных темпов полового созревания. Поэтому подростковый возраст требует внимательного и дифференцированного подхода в дозировках физической нагрузки, с тем чтобы не вызвать явлений перегрузки, но одновременно с этим обеспечить и необходимую тренировку сердечно-сосудистой системы.

Интенсивно развиваются в подростковом возрасте и органы дыхания. Значительно увеличивается жизненная емкость легких. У мальчиков она возрастает с 1900-2000 мл в 11 лет до 2600- 2700 мл в 15 лет, а у девочек- с 1800-1900 мл в 11 лет до 2500-2600 мл в 15 лет. Число дыханий в минуту снижается за этот период почти в 2 раза: с 20-25 до 14-16.

Дыхание становится реже и глубже.

Поверхность легких, которая у новорожденных детей равна 6 м 2 , к 16-17 годам увеличивается до 90 л 2 , а объем легких возрастает в 20 раз.

Усиленно развиваются грудная клетка и дыхательные мышцы, причем темп их развития наиболее интенсивен в период полового созревания.

В подростковом возрасте окончательно формируется тип дыхания: у мальчиков - брюшной, а у девушек - грудной.

Важно еще раз напомнить, что в период полового созревания организм подростков менее устойчив к гипоксии (кислородному голоданию), чем организм взрослого" "человека""хотя вся возрастная перестройка в деятельности органов дыхания направлена на максимальное удовлетворение потребностей в кислороде бурно растущего организма.

В опорно-двигательном аппарате происходят изменения, характеризующиеся дальнейшим увеличением окостенения и нарастанием мускульной массы. Если в 8 лет масса мускулатуры со­ставляет примерно 27,2% массы тела, то в 15 лет она увеличивается до 32,6%, а в 16 лет - до 44,2%.

Завершается формирование интервационного аппарата мышц, и очень усиленно развивается их сосудистая сеть.

Высокого уровня достигает способность к координации движений. В подростковом возрасте доступны любые сложно координированные движения - музыкальные, хореографические, трудо­вые, спортивные и др., но не связанные с большой мышечной силой, амплитудой движения и выносливостью. Это возраст, когда подросток может достигнуть виртуозной техники игры на музы­кальных инструментах, незаурядного хореографического мастерства и большой точности, слаженности в разнообразных трудовых действиях. Можно полагать, что это оптимальный возрастной период для овладения техникой сложных двигательных актов. В громадном большинстве случаев люди, не занимавшиеся физической культурой в подростковом возрасте и не развившие в себе многие двигательные качества, в дальнейшей жизни остаются гораздо более неловкими и беспомощными, чем они могли бы быть.

Исключительную перестройку в подростковом периоде претерпевают железы внутренней секреции. К 11 -12 годам значительно усиливается деятельность гипофиза, особенно его передней доли. Выделяемый ею гормон вызывает интенсивный рост тела человека. Именно его влиянием объясняется столь бурное увеличение длины тела в подростковом возрасте.

Некоторое усиление функции средней доли гипофиза в этом возрасте может приводить к потемнению цвета волос, так как выделяемый ею гормон оказывает влияние па пигментный обмен.

Одновременно с гипофизом усиливаются функции и щитовидной железы. В соответствующем разделе мы уже писали, что гормон щитовидной железы тироксин резко повышает обмен веществ и расход энергии в организме, а также меняет возбудимость центральной нервной системы и вызывает выраженную эмоциональность. Усиление деятельности щитовидной железы ведет к некоторой худобе подростков, резкой возбудимости, нервности и сравнительно быстрой утомляемости.

Если к этому добавить, что у подростков несколько ослабляются тормозные процессы в коре головного мозга, то станут понятными наступающие иногда срывы в их поведении, бурные эмо­циональные переживания. Все это является следствием своеобразия нервно-гормонального фона организма в подростковом возрасте.