Дошкольный возраст и его этапы. Дошкольный возраст

Дошкольный возраст характеризуется выходом за пределы своих семейных отношений и установкой взаимосвязей с новым для человека взрослым миром. Период, который проходит ребенок от момента своего рождения до вступления в школьную жизнь, является наиболее насыщенным по степени психического и физического развития. Именно на этом этапе происходит формирование всех необходимых качеств, которые делают его человеком. Дошкольный возраст обеспечивает общее развитие ребенка, которое служит фундаментом для приобретения в будущем различных специальных познаний, а также навыков. Этот период способствует усвоению в дальнейшем различных областей деятельности. Именно дошкольный возраст формирует свойства и качества психики маленького человека, которые являются отличительной чертой поведения, характера, а также отношения к окружающему миру.

Дошкольный возраст представляет собой период жизни и развития детей в возрасте от трех до семи лет. Именно эти годы характеризуются дальнейшим а также ростом интеллекта ребенка. Движения детей становятся более свободными. Ребенок неплохо разговаривает. Мир детских переживаний, ощущений и представлений богат и разнообразен.

Рост и увеличение веса ребенка в этот период характеризуются неравномерностью. Изменяется в дошкольном возрасте и кожный покров. Он утолщается и становится намного эластичнее. При этом снижается количество находящихся в нем сосудов крови. Таким образом, кожа более стойко воспринимает различные механические воздействия. Окостенение костей скелета к пяти-шести годам еще не заканчивается, однако позвоночник принимает формы, как и у взрослого.

Дошкольный возраст характеризуется большой подвижностью. У детей особенно активно развивается система мышц, что значительно усиливает нагрузку на скелет.

Изменения претерпевает и сердечно-сосудистая система. Ее работоспособность и выносливость значительно повышается. Высокого уровня достигает и При этом совершенствуется интеллектуальное взаимоотношение маленького человека с окружающим его миром. Постепенно растет запас слов. В этом возрасте с достаточной определенностью ребенок может выразить свое эмоциональное состояние - огорчение и радость, смущение и страх, жалость и разочарование. Именно в дошкольном периоде развиваются и становятся определенными моральные понимания ситуации. Тогда же появляется и понятие о возложенных обязанностях.

Обучение детей дошкольного возраста производится через ролевые игры. При этом у ребенка наблюдается стремление к взрослой жизни. В возрасте от трех до семи лет игра является основным видом деятельности, так как она способствует изменениям психики маленького человека. При этом особенно ярко происходит формирование знаковой ребенка.

Производя маленький человек способен заместить различные предметы, а также взять на себя определенную роль. Именно в этом процессе для ребенка открываются взаимоотношения, которые имеют место между взрослыми людьми.

Развитие детей дошкольного возраста осуществляется и благодаря разнообразным видам творчества. Особое место в этом процессе занимает изобразительное искусство, в частности - рисование. По характеру изображений на бумаге можно судить о восприятии ребенком окружающего мира, о его воображении и памяти, а также мышлении. Именно при помощи рисунков дети передают свои знания и впечатления, которые они получают.

Большую роль в развитии детей играет и В этом периоде соединяется мышление, речь и воображение. Этот фактор лежит в основе полноценного обучения языкам (как родному, так и иностранным). В процессе воспитания усваиваются нормы нравственности, правила и формы культурных отношений. Вершиной развития личности маленького человека в дошкольном периоде служит формирование его самосознания, которое опознает собственные качества характера и способности, а также причины неудач и успехов.

В отечественной психологии период дошкольного детства условно делится на три подпериода:

1. младший дошкольный возраст 3 – 4 лет

2. средний дошкольный возраст 4 – 5 лет

3. старший дошкольный возраст 6 – 7 лет

Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание, потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности.

Ведущая деятельность: Игра - это особый вид деятельности, представляющий собой совокупность осмысленных действий, не имеющий продуктивного завершения. Ребенок получает удовлетворение от процесса игры. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые - включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Бывают и смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п.

Поведение ребенка в этот период с тановится более произвольным, осознанным, целесообразным. Ребенок может сдерживать бурное проявление эмоций, появляются нормы поведения. Возрастает самостоятельность и социальная активность. Ребенок осознает свои желания и действия, ко­торые регулируются его личными нормами (в соответствии с его пониманием передаваемых ему взрослыми моральных тре­бований и правил поведения). Ребенок способен оценить себя, осознавая в той или иной степени соответствие собственных качеств и действий определенным ожиданиям или требовани­ям окружающих.

Развитие восприятия в дошкольном возрасте протекает в форме процесса развития и формирования перцептивных действий, от конкретных манипуляций с предметами до интериоризации (переноса практических действий во внутренний план на психическом уровне).

Память дошкольника преимущественно непроизвольная, преобладает механическое запоминание.

В этот период продолжается активное развитие речи. Развивается наглядно - образное мышление, у некоторых детей к 7 годам- словесно- логическое. Воображение в своем развитии переходит из непроизвольного в произвольное и начинает выполнять две функции: познавательно-интеллектуальную и аффективно-защитную.

Самым важным личностным механизмом, фор­мирующимся в этом периоде, считается соподчинение мо­тивов-мотивы дошкольника приобретают разную силу и зна­чимость. Наибо­лее сильный мотив для дошкольника - поощрение, полу­чение награды. Более слабый - наказание (в общении с детьми это в первую очередь исключение из игры), еще слабее - собственное обещание ребенка. Появляются новые мотивы. Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием - мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усвоением в это время моральных норм, и некоторые другие. В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Разнообразные мотивы, присущие ему, приобретают относительную устойчивость. Дошкольник начинает усваивать этические нормы, при­нятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое повеление этим нор­мам, у него появляются этические переживания.


Самооценка появляется во второй половине периода на основе эмоциональной самооценки себя («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Оценивая практические умения, 5-летний ребенок пре­увеличивает свои достижения. К 6 годам сохраняется завы­шенная самооценка, но в это время дети хвалят себя уже не в такой открытой форме, как раньше. Не меньше поло­вины их суждений о своих успехах содержит какое-то обо­снование. К 7 годам у большинства самооценка умений ста­новится более адекватной.

В развитии Я-концепции дошкольника первичное осозна­ние себя ребенком становится сложной и относительно устой­чивой системой его самовосприятия: ребенок осознает особен­ности своего тела, свои физические возможности, идентифи­цирует себя с определенным полом, воспринимает себя членом социальной группы.

Развитыми личностными новообразованиями ребенка в дошкольный период являются ранние проявления у него эмпатии и самоконтроля, которые в свою очередь во многом опреде­ляют морально-нравственную ориентацию и поведение ребен­ка на данном этапе его возрастного развития.

Упражнения для работы канис-терапевта:

1. Надевание ошейника и поводка на собаку (развитие предметно-манипуляционной деятельности).

2. Ребенок гладит собаку, хвалит, выбирает игрушки на ощупь – гладкие, с выступами, различные по величине и форме (развитие сенсорных функций)

Проверяем, запомнил ли ребенок кличку собаки, называем предметы с описанием формы, размера, цвета и просим ребенка ответить, так ли это, просим показать или взять игрушку на выбор и повторить ее название, цвет, форму.

3. Выстраиваем логические цепочки (команда собаке, выполнение, поощрение), чтобы поощрить собаку, выбираем корм из контейнера определенной формы и с крышкой определенного цвета; выстраиваем занятие в форме игры (или сказки), например, путешествие с определением конечной цели и промежуточных заданий. Повторяем задание каждого этапа с вопросами и ответами пациента (развитие речевого и предметно-действенного общения).

4. Движение имеют определенный смысл, например, нужно пройти по мостику, перейти горку, обозначить форму поверхности мостика, потрогать верх пластиковой банкетки, определить, кружки там или полосочки, поднять с помощью собаки банкетку, чтобы найти «ключ» к следующему заданию (развитие ощущений, артикуляционных поз и движений).

5. Ребенок расчесывает собаку (с подсказками – хвост, ушки, голову, спинку); кормит или поит собаку из мисочки, держа ее на весу (цель - не опустить мисочку на пол); перетягивание игрушки.

6. Игры с собакой.

7. Отдых с собакой.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Дошкольный возраст - этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода:

  1. младший дошкольный возраст - от 3 до 4 лет;
  2. средний дошкольный возраст - от 4 до 5 лет;
  3. старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет.

Психическое развитие

В рамках советской и российской психологии, каждый возрастной период характеризуется социальной ситуацией развития , ведущей деятельностью и психическими новообразованиями .

Социальная ситуация развития

На этапе дошкольного возраста социальная ситуация развития характеризуется распадом совместной деятельности ребенка со взрослым. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений посредством сюжетно-ролевой игры. В игре ребенок повторяет действия взрослых, посредством чего реализует тенденцию быть и действовать как взрослый. Постепенно расширяется круг значимых лиц, в который теперь входят сверстники как партнёры по игре.

Ведущая деятельность

Ведущая деятельность на данном этапе - сюжетно-ролевая игра, которая определяет позицию ребенка, его восприятие мира и отношений. Посредством сюжетно-ролевой игры происходит развитие разнообразных сфер психической деятельности. Игра является формой социализации ребенка, способствующей ориентировке ребенка в социальных и межличностных отношениях. .

  • Развитие мотивационно-потребностной сферы - освоение функций, смыслов, задач человеческой деятельности. Ребенок стремится к общественно значимой и одобряемой деятельности, происходит первое соподчинение мотивов, что является первым шагом на пути к их иерархии, обеспечивающей психологическую готовность к школе.
  • Преодоление познавательного «эгоцентризма», ребенок начинает соотносить собственную позицию с иной точкой зрения, учится координировать свои действия с действиями окружающих.
  • Развитие идеального плана, характеризующегося переходом от внешних действий к действиям во внутреннем плане.
  • Развитие произвольности действий посредством подчинения правилам.

Психические новообразования

Центральное новообразование дошкольного возраста - формирование наглядно-образного мышления, сопряженное с развитием ориентировочно-исследовательской деятельности. Происходит овладение мнемическими средствами, появляется возможность произвольного запоминания - память становится опосредствованной знаком. Речь носит функцию планирования и регуляции деятельности.

Новообразования эмоционально-личностной сферы связаны с соподчинением мотивов, формированием новых мотивов. Развитие самооценки способствует дифференциации Я-реального и Я-идеального. Эмоции начинают носить регулятивный характер в отношении собственного поведения. Психологическая готовность к школе является важнейшим комплексным новообразованием дошкольного возраста, включающая в себя произвольность регуляции поведения, личностную и интеллектуальную готовность.

Детские страхи дошкольников

Физическое развитие

С медицинской точки зрения для этого этапа характерно первое физиологическое ускорение роста, нарастание массы тела замедляется, отчётливо увеличивается длина конечностей, углубляется рельеф лица. Постепенно выпадают молочные зубы, начинается рост постоянных зубов.

Первое ускорение роста наблюдается у мальчиков с 4 до 5,5 лет, а у девочек после 6 лет. Длина тела увеличивается из-за относительного увеличения нижних конечностей. В возрасте 3-5 лет масса тела равномерно увеличивается на 2 кг в год.

Ежегодное увеличение окружности головы до 5 лет составляет 1 см (в 5 лет - 50 см), а после 5-ти лет - 0,5 см в год.

Окружность груди увеличивается на 1,5 см ежегодно.

Поскольку мышцы ещё недостаточно развиты, неправильное положение тела, долгое стояние, сидение, препятствующая росту мебель могут неблагоприятно отразиться на формировании скелета и привести к нарушению осанки . Иммунная защита в дошкольный период достигает определённой зрелости.

Кризис трёх лет

В возрасте 3 лет происходит переход от раннего к дошкольному возрасту. Этот переход характеризуется так называемым кризисом трех лет, описанным в своем положительном значении советским психологом Л. С. Выготским . У ребенка формируется принципиально новая система социальных отношений с миром на фоне возрастания его самостоятельности.

Кризис характеризуется возникающим противоречием между желанием ребенка принимать участие в жизни взрослых и распадом прежней совместной деятельности и попытками ребенка утвердить свою самостоятельность. Л. Выготский выделяет симптомы кризиса, которыми характеризуется этот переходный период:

  • Негативизм;
  • Упрямство;
  • Строптивость;
  • Своеволие;
  • Обесценивание всего того, что раньше являлось значимым для ребенка;
  • Деспотизм;
  • Протест.

Новообразованием кризиса трех лет является гордость за собственные достижения. Формируется самосознание ребенка, проявляющаяся в становлении самостоятельной позиции.

Кризис семи лет

В качестве окончания данного возрастного этапа Л. Выготский рассматривает кризис 6-7 лет, основными симптомами которого являются:

  • Потеря непосредственности;
  • Появление «скрытности» в отношении своих чувств;
  • Утрата прежних интересов.

Появляется стремление к социально значимой позиции, большей самостоятельности. Отношение ребенка к миру начинает регулироваться характером его отношений с окружающими людьми.

Дошкольный возраст в различных концепциях развития

Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона

Согласно эпигенетической теории развития личности Э. Эриксона , личность в своём развитии проходит через следующие стадии:

  • Младенчество (орально-сенсорная стадия) 0-1 год;
  • Ранний возраст (мышечно-анальная стадия) 1-3 года;
  • Дошкольный возраст (локомоторно-генитальная стадия) 3-7 лет;
  • Школьный возраст (латентная стадия) 7-12 лет;
  • Подростковый возраст (пубертатная стадия) 12-19 лет;
  • Юность (генитальная стадия) 20-25 лет;
  • Зрелось 26-64 года;
  • Старость от 64 лет.

Дошкольный возраст рассматривается в контексте центрального переживания, связанного с отношениями с родителями - Эдипового комплекса . При позитивном разрешении кризиса у ребенка формируется инициативность, целеустремленность. При негативном разрешении формируется беспомощность, безынициативность, пассивность.

Операциональная концепция развития интеллекта Ж. Пиаже

Согласно операциональной концепции развития интеллекта Ж. Пиаже , в интеллект ребёнка претерпевает следующие этапы развития:

  • Сенсомоторный интеллект 0-2 года;
  • Репрезентативный интеллект и стадия конкретных операций 2-12 лет;
  • Формальные операции от 12 лет.

Согласно данной концепции, в возрасте 3-7 лет ребенок находится на дооперациональной стадии интуитивного наглядного мышления.

Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина

Согласно периодизации Д. Б. Эльконина , в развитии ребёнка выделяются следующие этапы:

  • Младенчество 0-1 год;
  • Раннее детство 1-3 года;
  • Дошкольное детство 3-7 лет;
  • Младший школьный возраст 7-12 лет;
  • Подростковый возраст 12-17 лет.

В качестве ведущей деятельности в дошкольном возрасте выделяется сюжетно-ролевая игра - это деятельность моделирующего типа, направленная на ориентацию ребенка в социальных отношениях, системе смыслов, мотивов человеческой деятельности посредством принятия роли.

Напишите отзыв о статье "Дошкольный возраст"

Примечания

Литература

  1. Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 4 Кризис трех лет. Кризис семи лет. М., 1983
  2. Поликлиническая педиатрия под ред. проф. Калмыковой М., 2007, стр. 95

Отрывок, характеризующий Дошкольный возраст

Опять волна общего любопытства, как и около церкви в Хамовниках, надвинула всех пленных к дороге, и Пьер благодаря своему росту через головы других увидал то, что так привлекло любопытство пленных. В трех колясках, замешавшихся между зарядными ящиками, ехали, тесно сидя друг на друге, разряженные, в ярких цветах, нарумяненные, что то кричащие пискливыми голосами женщины.
С той минуты как Пьер сознал появление таинственной силы, ничто не казалось ему странно или страшно: ни труп, вымазанный для забавы сажей, ни эти женщины, спешившие куда то, ни пожарища Москвы. Все, что видел теперь Пьер, не производило на него почти никакого впечатления – как будто душа его, готовясь к трудной борьбе, отказывалась принимать впечатления, которые могли ослабить ее.
Поезд женщин проехал. За ним тянулись опять телеги, солдаты, фуры, солдаты, палубы, кареты, солдаты, ящики, солдаты, изредка женщины.
Пьер не видал людей отдельно, а видел движение их.
Все эти люди, лошади как будто гнались какой то невидимою силою. Все они, в продолжение часа, во время которого их наблюдал Пьер, выплывали из разных улиц с одним и тем же желанием скорее пройти; все они одинаково, сталкиваясь с другими, начинали сердиться, драться; оскаливались белые зубы, хмурились брови, перебрасывались все одни и те же ругательства, и на всех лицах было одно и то же молодечески решительное и жестоко холодное выражение, которое поутру поразило Пьера при звуке барабана на лице капрала.
Уже перед вечером конвойный начальник собрал свою команду и с криком и спорами втеснился в обозы, и пленные, окруженные со всех сторон, вышли на Калужскую дорогу.
Шли очень скоро, не отдыхая, и остановились только, когда уже солнце стало садиться. Обозы надвинулись одни на других, и люди стали готовиться к ночлегу. Все казались сердиты и недовольны. Долго с разных сторон слышались ругательства, злобные крики и драки. Карета, ехавшая сзади конвойных, надвинулась на повозку конвойных и пробила ее дышлом. Несколько солдат с разных сторон сбежались к повозке; одни били по головам лошадей, запряженных в карете, сворачивая их, другие дрались между собой, и Пьер видел, что одного немца тяжело ранили тесаком в голову.
Казалось, все эти люди испытывали теперь, когда остановились посреди поля в холодных сумерках осеннего вечера, одно и то же чувство неприятного пробуждения от охватившей всех при выходе поспешности и стремительного куда то движения. Остановившись, все как будто поняли, что неизвестно еще, куда идут, и что на этом движении много будет тяжелого и трудного.
С пленными на этом привале конвойные обращались еще хуже, чем при выступлении. На этом привале в первый раз мясная пища пленных была выдана кониною.
От офицеров до последнего солдата было заметно в каждом как будто личное озлобление против каждого из пленных, так неожиданно заменившее прежде дружелюбные отношения.
Озлобление это еще более усилилось, когда при пересчитывании пленных оказалось, что во время суеты, выходя из Москвы, один русский солдат, притворявшийся больным от живота, – бежал. Пьер видел, как француз избил русского солдата за то, что тот отошел далеко от дороги, и слышал, как капитан, его приятель, выговаривал унтер офицеру за побег русского солдата и угрожал ему судом. На отговорку унтер офицера о том, что солдат был болен и не мог идти, офицер сказал, что велено пристреливать тех, кто будет отставать. Пьер чувствовал, что та роковая сила, которая смяла его во время казни и которая была незаметна во время плена, теперь опять овладела его существованием. Ему было страшно; но он чувствовал, как по мере усилий, которые делала роковая сила, чтобы раздавить его, в душе его вырастала и крепла независимая от нее сила жизни.
Пьер поужинал похлебкою из ржаной муки с лошадиным мясом и поговорил с товарищами.
Ни Пьер и никто из товарищей его не говорили ни о том, что они видели в Москве, ни о грубости обращения французов, ни о том распоряжении пристреливать, которое было объявлено им: все были, как бы в отпор ухудшающемуся положению, особенно оживлены и веселы. Говорили о личных воспоминаниях, о смешных сценах, виденных во время похода, и заминали разговоры о настоящем положении.
Солнце давно село. Яркие звезды зажглись кое где по небу; красное, подобное пожару, зарево встающего полного месяца разлилось по краю неба, и огромный красный шар удивительно колебался в сероватой мгле. Становилось светло. Вечер уже кончился, но ночь еще не начиналась. Пьер встал от своих новых товарищей и пошел между костров на другую сторону дороги, где, ему сказали, стояли пленные солдаты. Ему хотелось поговорить с ними. На дороге французский часовой остановил его и велел воротиться.
Пьер вернулся, но не к костру, к товарищам, а к отпряженной повозке, у которой никого не было. Он, поджав ноги и опустив голову, сел на холодную землю у колеса повозки и долго неподвижно сидел, думая. Прошло более часа. Никто не тревожил Пьера. Вдруг он захохотал своим толстым, добродушным смехом так громко, что с разных сторон с удивлением оглянулись люди на этот странный, очевидно, одинокий смех.
– Ха, ха, ха! – смеялся Пьер. И он проговорил вслух сам с собою: – Не пустил меня солдат. Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня! Меня – мою бессмертную душу! Ха, ха, ха!.. Ха, ха, ха!.. – смеялся он с выступившими на глаза слезами.
Какой то человек встал и подошел посмотреть, о чем один смеется этот странный большой человек. Пьер перестал смеяться, встал, отошел подальше от любопытного и оглянулся вокруг себя.
Прежде громко шумевший треском костров и говором людей, огромный, нескончаемый бивак затихал; красные огни костров потухали и бледнели. Высоко в светлом небе стоял полный месяц. Леса и поля, невидные прежде вне расположения лагеря, открывались теперь вдали. И еще дальше этих лесов и полей виднелась светлая, колеблющаяся, зовущая в себя бесконечная даль. Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. «И все это мое, и все это во мне, и все это я! – думал Пьер. – И все это они поймали и посадили в балаган, загороженный досками!» Он улыбнулся и пошел укладываться спать к своим товарищам.

В первых числах октября к Кутузову приезжал еще парламентер с письмом от Наполеона и предложением мира, обманчиво означенным из Москвы, тогда как Наполеон уже был недалеко впереди Кутузова, на старой Калужской дороге. Кутузов отвечал на это письмо так же, как на первое, присланное с Лористоном: он сказал, что о мире речи быть не может.
Вскоре после этого из партизанского отряда Дорохова, ходившего налево от Тарутина, получено донесение о том, что в Фоминском показались войска, что войска эти состоят из дивизии Брусье и что дивизия эта, отделенная от других войск, легко может быть истреблена. Солдаты и офицеры опять требовали деятельности. Штабные генералы, возбужденные воспоминанием о легкости победы под Тарутиным, настаивали у Кутузова об исполнении предложения Дорохова. Кутузов не считал нужным никакого наступления. Вышло среднее, то, что должно было совершиться; послан был в Фоминское небольшой отряд, который должен был атаковать Брусье.
По странной случайности это назначение – самое трудное и самое важное, как оказалось впоследствии, – получил Дохтуров; тот самый скромный, маленький Дохтуров, которого никто не описывал нам составляющим планы сражений, летающим перед полками, кидающим кресты на батареи, и т. п., которого считали и называли нерешительным и непроницательным, но тот самый Дохтуров, которого во время всех войн русских с французами, с Аустерлица и до тринадцатого года, мы находим начальствующим везде, где только положение трудно. В Аустерлице он остается последним у плотины Аугеста, собирая полки, спасая, что можно, когда все бежит и гибнет и ни одного генерала нет в ариергарде. Он, больной в лихорадке, идет в Смоленск с двадцатью тысячами защищать город против всей наполеоновской армии. В Смоленске, едва задремал он на Молоховских воротах, в пароксизме лихорадки, его будит канонада по Смоленску, и Смоленск держится целый день. В Бородинский день, когда убит Багратион и войска нашего левого фланга перебиты в пропорции 9 к 1 и вся сила французской артиллерии направлена туда, – посылается никто другой, а именно нерешительный и непроницательный Дохтуров, и Кутузов торопится поправить свою ошибку, когда он послал было туда другого. И маленький, тихенький Дохтуров едет туда, и Бородино – лучшая слава русского войска. И много героев описано нам в стихах и прозе, но о Дохтурове почти ни слова.
Опять Дохтурова посылают туда в Фоминское и оттуда в Малый Ярославец, в то место, где было последнее сражение с французами, и в то место, с которого, очевидно, уже начинается погибель французов, и опять много гениев и героев описывают нам в этот период кампании, но о Дохтурове ни слова, или очень мало, или сомнительно. Это то умолчание о Дохтурове очевиднее всего доказывает его достоинства.
Естественно, что для человека, не понимающего хода машины, при виде ее действия кажется, что важнейшая часть этой машины есть та щепка, которая случайно попала в нее и, мешая ее ходу, треплется в ней. Человек, не знающий устройства машины, не может понять того, что не эта портящая и мешающая делу щепка, а та маленькая передаточная шестерня, которая неслышно вертится, есть одна из существеннейших частей машины.
10 го октября, в тот самый день, как Дохтуров прошел половину дороги до Фоминского и остановился в деревне Аристове, приготавливаясь в точности исполнить отданное приказание, все французское войско, в своем судорожном движении дойдя до позиции Мюрата, как казалось, для того, чтобы дать сражение, вдруг без причины повернуло влево на новую Калужскую дорогу и стало входить в Фоминское, в котором прежде стоял один Брусье. У Дохтурова под командою в это время были, кроме Дорохова, два небольших отряда Фигнера и Сеславина.

Ключевым периодом в развитии ребенка является дошкольный возраст, включающий в себя диапазон от 3 до 7 лет. Это очень важное время для становления личности малыша, его эмоционального, интеллектуального и нравственного развития, формирования важнейших для дальнейшей жизни навыков. Поэтому родителям предстоит приложить немало усилий, чтобы вырастить гармоничную личность, готовую к получению среднего образования и к выходу в «большую жизнь».

Общее описание периода

Для характеристики любого возрастного диапазона принято использовать три составляющие:

  • социальная ситуация развития;
  • ведущий вид деятельности;
  • психические новообразования.

С точки зрения социальной ситуации развития для периода характерна большая самостоятельность малыша, который постепенно начинает выстраивать собственную цепочку отношений, постигает мир при помощи игры, нередко подражая родителям. Ребенок всеми силами стремится включиться во взрослую жизнь.

Ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра, помогающая не только весело провести время, но и сформировать у ребенка важнейшие понятия, помочь ему сориентироваться в межличностных отношениях и в социуме в целом. Так, играя в «Дочки-матери», дети постепенно начинают осознавать ценность семьи, работы в команде, общения со сверстниками.

С точки зрения новообразований психики дошкольный возраст особенно важен, поскольку именно сейчас происходит развитие наглядно-образного мышления, то есть малыш постепенно начинает переходить от понимания конкретных предметов к постижению абстрактных явлений. Усложняется и развивается память, речь, появляются различные эмоции.

Сколько лет дошкольникам?

В рамках рассматриваемого возраста принято выделять три периода:

  • младший (3-4 года);
  • средний (4-5 лет);
  • старший (5-7 лет).

Каждый из них имеет свои особенности, поэтому понятно, что малыш в 3 года существенно отличается от шестилетнего.

Физическое развитие

В диапазоне от 3 до 7 лет происходит увеличение массы тела, дети становятся выше, конечности удлиняются, молочные зубы начинают постепенно заменяться коренными.

Исследователи выявили такие особенности физического развития дошкольников:

  • вес растет примерно на 2 кг в год (с 3 до 5 лет);
  • окружность головы до 5 лет каждый год становится больше на 1 см, с 5 до 7 лет – на ½ см;
  • окружность груди возрастает на 1,5 см каждый год.

Родителям важно следить за тем, чтобы во время игры или рисования ребенок сидел правильно, в противном случае велик риск нарушения осанки, появления сутулости, сколиоза и проблем со здоровьем.

Основные возрастные кризисы

Специалисты выделяют два кризиса дошкольного возраста, характеристика которых представлена в таблице.

Название Возможные причины Основные симптомы Рекомендации родителям
Кризис трех лет Поведение родителей (гиперопека, авторитаризм), отсутствие братьев или сестер, болезненность. Чаще всего возникает у меланхоликов и холериков. Упрямство, деспотизм, строптивость, негативизм, своеволие, протесты, обесценивание – это семь основных признаков кризиса, выделенных Л.С. Выготским. Дети действуют «назло», нередко вопреки собственным желаниям, имея целью только отказать родителям (например, малыш сам замерз и хочет домой, но упрямство заставляет его не слушаться и продолжать гулять). Необходимо всеми силами сохранять спокойствие, не кричать на ребенка, поощрять его стремление к самостоятельности. Каждое проявление строптивости должно быть проанализировано. Следует поговорить с ребенком, рассказать о своих переживаниях – именно так он учится выражать свои эмоции и идти на контакт. Навязывать свою волю не надо, важно дать дошкольнику возможность выбора (например, какой мультик посмотреть).
(может также возникнуть в 6 лет) Нередко совпадает с началом процесса обучения, ребенок получает новую для себя роль, к которой ему предстоит привыкнуть, для него становится важным казаться более взрослым, получить свободу, которую родители пока не готовы предоставить. Отсутствие послушания, раздражительность, упрямство, потеря прежних интересов. Часто возникают конфликты с учителями и родителями. Дети методом проб и ошибок изучают границы дозволенного, проверяя родителей на прочность. Могут категорически отказываться от ранее им присущих социальных ролей. Предоставление ребенку большей свободы, пояснение ему, что у каждого человека, в том числе у дошкольника, есть свои обязанности, которые следует выполнять. Право на ошибку позволяет ребенку понять, что он сам несет ответственность за свои поступки.

Кризисом 6-7 лет завершается дошкольный возраст. Относительно спокойное течение кризисных периодов становится возможным только в случае грамотного поведения родителей, которые понимают, что их подрастающий малыш становится более самостоятельным, и выстаивают взаимоотношения с ним, учитывая эту истину.

Коротко о детских страхах

Бояться малыши начинают еще до года, но конкретные и разнообразные страхи появляются у них именно в дошкольный период. Так, в 3-5 лет дети могут опасаться темноты, замкнутого пространства, отдельных сказочных персонажей, боятся оставаться одни. Иногда страх ничем не мотивирован – так, пугать ребенка может безобидная на первый взгляд игрушка, с которой связаны личные неприятные ассоциации.

5-6 лет – тот возраст, когда проявляется себя страх смерти, поэтому родителям надо быть готовыми дать ответ на вопросы малыша о загробной жизни.

Чаще всего детские страхи проходят с возрастом, но в наиболее сложных случаях могут применяться различные коррекционные методы: сказкотерапия, арт-терапия и прочее.

Виды деятельности

Ведущим видом деятельности для дошкольного детства является игра. Дети берут на себя различные роли (родителей и детей, доктора и пациента, продавца и покупателя), придумывают и обыгрывают ситуацию, используя свои знания о взрослой жизни, подражая родителям. Уже в младшем дошкольном возрасте малыши в игровом процессе пытаются повторять за взрослыми. А в среднем и старшем периодах активно используются предметы-заменители (например, сорванная на улице трава становится капустой или луком, а нарезанные бумажки – деньгами при игре в магазин).

Но кроме этого выделяются и другие важнейшие формы деятельности, прежде всего – продуктивная. Поэтому малыши любят рисовать, лепить, собирать фигурки из элементов конструктора, моделировать.

Мнение Эксперта

Таня Охрименко, педагог-психолог: В этом периоде очень важно для родителя уметь наблюдать. То, как проходят его игры и вмешиваться только тогда, когда ребёнок вас просит. Так вы будете больше узнавать о ребёнке и в тоже время давать ему пространство для самостоятельности.

Многие родители начинают обучать дошкольника чтению и письму, английскому языку, счету, простейшим математическим операциям, но в силу возрастных особенностей ребенка делать это следует в игровой форме. Даже 5–6-летний ребенок еще не способен 40 минут просидеть за партой, сосредоточенно занимаясь, но вполне может усвоить информацию, полученную в процессе увлекательной ролевой игры.

Коммуникации

Дети дошкольного возраста общаются как со сверстниками, так и со взрослыми, при этом общение становится более содержательным, речь – богатой, связной и правильной. Чем старше дошкольник, тем общение с близкими ему по возрасту привлекает его больше, чем разговоры с родителями.

Коммуникации сейчас играют очень важную роль, помогая ребенку освоить социальное пространство и найти свое место в нем. Постепенно он начинает осознавать важность совместных действий со сверстниками. Достигший 3-летнего возраста малыш начинает понимать, что он не является центром мироздания, что есть другие люди, значимые для его родных и близких. Так, полной неожиданностью для него становится осознание того, что родители любят друг друга, а если в семье есть еще дети, то родительские чувства касаются также и их.

Именно в период дошкольного детства ребенок постепенно усваивает нормы поведения, осознает, что он не всегда может делать то, что ему хочется. При этом происходит его самоидентификация как личности.

Родителям очень важно понимать специфику дошкольного возраста, поскольку она во многом определяет то, как взрослым следует себя вести с малышом. Так, требовать от него выполнения обещаний пока рано, поскольку собственное слово является самым слабым мотивом, а невыполненные обещания формируют такую черту характера, как безответственность. Гораздо эффективнее будет хвалить его даже за небольшие успехи, чем ругать за неудачи.

Специфика развития мышления

Отличительной чертой дошкольного периода является формирование и развитие наглядно-образного мышления. Сейчас ребенок наделен гибким умом, пытливостью, любознательностью, он забрасывает родителей вопросами «почему?», его память в 4-5 лет меняется с непроизвольной на произвольную.

Дошкольное детство – важнейшее время в жизни ребенка, которое во многом формирует черты его личности: целеустремленность, социальную активность, эмоциональную сферу. Сейчас очень важно помочь малышу развиваться гармонично, используя сюжетно-ролевые игры и корректируя собственное поведение исходя из его растущей потребности в самостоятельности.

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (англ. preschool age) - этап психического развития, в отечественной периодизации занимающий место между ранним возрастом и младшим школьным возрастом - от 3 до 6-7 лет. В Д. в. выделяют 3 периода: младший Д. в. (3-4 г.); средний Д. в. (4-5 лет) и старший Д. в. (5-7 лет). Д. в. имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка. Его называют возрастом игры, поскольку именно игра - ведущая деятельность данного возраста.

В младшем Д. в. основное содержание игры составляет воспроизведение предметных действий людей, которые не направлены на партнера или на развитие сюжета. В среднем Д. в. главным содержанием игры выступают отношения между людьми. Действия выполняются не ради них самих, а ради определенного отношения к др. в соответствии с взятой на себя ролью (4-5 лет - возраст максимального расцвета ролевой игры). Введение сюжета и игровой роли значительно повышает возможности ребенка во многих сферах психической жизни. В старшем Д. в. сутью игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами.

Помимо игровой, для Д. в. характерны др. формы деятельности: конструирование, рисование, лепка, восприятие сказок и рассказов и пр. Можно наблюдать также элементы трудовой и учебной деятельности, хотя в развитой форме учения и труда у дошкольника еще нет.

Д. в. - период фактического складывания личности и личностных механизмов поведения, когда мотивы и желания ребенка начинают образовывать систему (иерархию), в которой выделяются более и менее значимые. В Д. в. ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному, опосредованному каким-то представлением. Образ поведения и образ результата действия становится его регулятором и выступает как образец. Это ярко проявляется в рисовании и конструировании: от спонтанных действий и подражания готовым образцам дети переходят к воплощению собственных замыслов.

Д. в. - период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания (см. Воображение, Мышление наглядно-образное). Для Д. в. характерны внеситуативные, речевые формы общения со взрослым. Более богатым и содержательным делается общение детей друг с другом. Сверстник для дошкольника становится более предпочитаемым партнером по совместной деятельности, чем взрослый. В Д. в. начинает формироваться мораль, и дети дают оценку поступкам и качествам людей. См. Дооперациональное мышление.

Д. в. - сензитивный период для развития многих человеческих способностей, усвоения знаний и умений. Поэтому дошкольное обучение и воспитание - традиционное и развитое направление педагогики. Однако обучение в Д. в. имеет свою ярко выраженную специфику: формы и методы обучения связаны преимущественно с игрой, ведущую роль играет непроизвольное запоминание. (Е. О. Смирнова.)

Добавление ред.: В англ. языке Д. в. обозначают разными терминами: nursery school students, kindergarten students, preschool students, а также early childhood - раннее детство (с достижения 1 г. до 6 лет), что, конечно, не совпадает ни терминологически, ни хронологически с принятым в рос. психологии делением на периоды.

Смотреть больше слов в «