Глен Доман: методика раннего развития. Карточки Домана — очень подробное описание занятий Методика домана в чем заключается

Глен Доман - один из руководителей Института развития человеческого потенциала в Филадельфии. Разрабатывая свою методику, Доман опирался на многолетние исследования, проводимые в самых разных странах мира как со здоровыми, так и с умственно отсталыми детьми. Исследования показали, что за первые 6 лет жизни дети узнают в три раза больше, чем за всю остальную жизнь. "И в этом нет ничего странного, - утверждает Глен Доман, - просто дети делают то, что им нравится". По Доману, оптимальный возраст для начала обучения – 3-6 месяцев.

Не менее важно для нас и другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется, а после шести практически прекращается), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения. Если грамотно организовать процесс, любой ребенок с наслаждением будет учиться всему, что вы ему предложите. И делать он это будет с такой легкостью, которая и не снилась детям школьного возраста.

Гленом Доманом было написано шесть популярных книг о развитии детей, которые до сих пор являются бестселлерами:
«How To Teach Your Baby To Read»
«How To Teach Your Baby Math»
«How To Give Your BabyEncyclopedic Knowledge»
«How To Teach Your Baby To Be Physically Superb»
«How To Multiply Your Baby’s Intelligence».

Официальные сайты Гленна Домана

Скачать бесплатно книги Гленна Домана

«Гленн Доман. Гармоничное развитие ребенка» скачать

«Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга» скачать

Скачать бесплатно карточки Гленна Домана

Изучение инстранных языков по карточкам Гленна Домана

Карточки по Доману (английский, японский, французский, итальянский, испанский) [Обучение 10 CD] скачать бесплатно

[Французский язык] Glenn Doman - French Cards (часть 1 - DVD MPEG-2) скачать бесплатно

[Французский язык] Glenn Doman - French cards (часть 2 - DVD Mpeg - 2) скачать бесплатно

Видео про методику Гленна Домана

Glenn Doman Introducing The Institutes

Первая часть из 5-ти про методику Гленна Домана от него самого.

Metodo de Glenn Doman

Девочка Aleka в свои 9 месяцев показывает на себе части тела, названия которых видит написанными на бумаге.

Glenn Doman: 14 Month can Read

Ребенок читает в возрасте 14 месяцев благодаря обучению по методике Гленна Домана.

Amazing 17 month old baby reading

Получив в 1940 г. научную степень по физической терапии в Пенсильванском университете, Доман посвятил себя лечению и реабилитации детей с различными повреждениями головного мозга. На протяжении пятнадцати лет, занимаясь безнадежно больными, он добился потрясающих результатов и совершил ряд удивительных открытий. В случаях, когда процесс развития и роста мозга остановлен (как при глубоком поражении мозга) или замедлен (как при средней тяжести поражения), его можно заставить работать. Только для этого нужно воздействовать на него через один из доступных нам каналов проникновения информации - зрение, слух, осязание. И оказалось, что, процесс роста и развития мозга можно усилить и ускорить! Доман предлагал стимулировать центральную нервную систему и мозг при помощи зрительного восприятия (визуально), слуха (аудиально) и путем осязания (тактильно). Детям с отсталым умственным и физическим развитием с определенной периодичностью показывали картинки, написанные на карточках слова, одновременно озвучивая их, учили ползать, висеть на брусьях, в то время как они вообще не могли двигаться. Занятия Домана позволяли частично или полностью восстановить двигательную активность маленьких пациентов, помогали детям с нарушением мыслительной способности получить образование, а иногда даже превзойти своих здоровых сверстников. В 1955 году нейрофизиолог Глен Доман вместе с группой ученых основывает Институт развития человеческого потенциала в Филадельфии. К началу 60-х результаты исследований этого научного центра становятся широко известны, а сам Доман называет их "мягкой революцией" в науке. Разрабатывая систему реабилитации детей с тяжелыми поражениями центральной нервной системы, он пришел к выводу, что наиболее эффективно можно влиять на развитие мозга в период его активного роста - до 6-7 лет. Причем, уже после трех лет этот процесс замедляется, а после семи практически прекращается. Следовательно, чем младше ребенок, тем проще его обучать. "Еще проще приобщить к знаниям ребенка в возрасте до одного года" - считает Доман. Так возникла идея использовать опыт стимуляции умственных процессов для работы с нормальными детьми. Вот уже несколько десятилетий Глен Доман и его единомышленники обучают детей и их родителей, используя уникальную методику, направленную на стимуляцию мозговой активности. Результаты таких занятий буквально потрясают: маленькие ученики к четырем годам читают и понимают тексты на нескольких иностранных языках, играют на различных музыкальных инструментах, демонстрируют блестящие математические способности, выполняют гимнастические упражнения, ныряют и плавают. Но, пожалуй, самое удивительное в том, что автор методики предлагает овладеть ею всем родителям, которые желают дать своим детям энциклопедические знания. Знаменитый нейрофизиолог считает, что каждая мать или отец способны воспитать гениальных детей. Задаче обучения родителей посвящены специальные курсы для беременных, семинарские занятия для родителей, у которых уже есть дети, и, наконец, множество книг Глена Домана.

Методика и цели обучения

В течение многих лет, работая с больными и здоровыми детьми более чем ста национальностей, Глен Доман получает в свое распоряжение уникальные данные о возможностях стимулирования мозговой активности в определенный период жизни детей от 0 до семи лет. На их основе ученый делает вывод об удивительном интеллектуальном потенциале, которым награждается любой ребенок от рождения. Задача взрослого заключается в том, чтобы помочь этот потенциал реализовать. То есть "не сделать ребенка гением, а дать неограниченные возможности в жизни". Каким образом? Доман убежден, что в основе любого знания, любого умения, любой профессии лежат факты. "Они составляют базу, на которой будет построено знание. Без фактов нет знания. Есть усредненный набор фактов - есть среднее по уровню знание. Если набор фактов велик, то база знаний выше среднего". Факты - основа знаний, знания - базис интеллекта. Интересная особенность: в своих книгах он очень подробно останавливается на познавательных функциях мозга на способности запоминать факты и ничего не говорит о развитии таких необходимых любому человеку способностей, как образное и логическое мышление, воображение. Откровенно сравнивая мозг человека с компьютером, нейрофизиолог тем не менее, признает превосходство человека. Он считает, что усвоение ребенком полезных фактов, которые в его системе координат называются битами информации, - это прямой путь к развитию интеллекта. Досаду Домана вызывает тот факт, что "компьютер мы аккуратно и точно начиняем данными, а мозг ребенка засоряем неточной, путанной информацией!" Конечно, можно сколько угодно спорить о том, что считать полезной информацией, а что - нет. У каждого родителя по этому вопросу будет свое, особое мнение. Бесспорно только то, что дети впитывают все новое легко и с огромной скоростью. Собственно на этом и построены занятия по методике Домана. Итак, цель занятий - познакомить детей с тысячами ясных, точных, интересных фактов. И факты эти, подобно компьютерной программе, должны быть систематизированы по разделам знаний, категориям и битам. Например, раздел "Биология", категория "насекомые", биты "фотографии насекомых", или - раздел "Литература", категория "Детские писатели", биты "портреты писателей". Изображения любых битов информации должны быть наклеены на картонные карточки определенного размера. (28 на 28 см.) На оборотной стороне надписывается наименование бита, например, "это насекомое - божья коровка". Доман подчеркивает, что ребенку должен сообщаться четкий, точный факт, а не мнение. То есть, утверждение "какое красивое насекомое - божья коровка" уже не будет правильным названием бита информации.

Как проходят занятия?

Несколько раз в день в спокойной обстановке ребенку показывают (не дают в руки, а именно показывают на расстоянии не менее 45 см. от лица) и называют карточки, представляющие биты знаний разных категорий. Показывают очень быстро, 1 секунда на показ и 5 на то, чтобы проговорить название. Доман рекомендует начать с представления 5 различных категорий знаний, каждая из которых содержит по 5 битов (всего 25 карточек) и показывать их не менее трех раз в день, постепенно увеличивая количество предлагаемых категорий и темп показа. Уже усвоенную детьми информацию можно и нужно заменять новыми битами (по одной карточке ежедневно), использованные карточки нужно убирать в картотеку и возвращаться к ним по мере необходимости. Как правило, ребенок усваивает один бит информации (т.е. один факт-карточку) за тридцать показов. За родителями признается бесспорное право разработать собственную, отличную от домановской, классификацию фактов по разделам и категориям. Сам автор методики среди различных областей знаний считает приоритетными чтение и математику. по его мнению, именно они больше всего влияют на интеллектуальное развитие ребенка.

Чтение

При подаче общих энциклопедических знаний ребенку демонстрируют карточки с фотографиями, рисунками предметов, людей, животных и пр., а обучение чтению по Доману заключается в показе карточек со словами, написанными большими красными буквами. В итоге малыш "перескакивает" через буквенно-звуковой этап и учится читать сразу целые слова.

Математика

На занятиях математикой Доман предлагает уйти от абстрактных чисел, заменив их предъявлением ребенку на тех же карточках определенного количества точек (от одной до бесконечности), называя, сколько именно точек изображено. Строго говоря, их нужно называть кружками. Карточки показываются поочередно, регулярно и быстро. Постепенно это развивает у ребенка способность "на глаз" определять количество увиденных точек без их подсчета, что в свою очередь позволяет оперировать устно многозначными цифрами.

Физическое развитие

Доман разработал целую систему физического развития детей. В первую очередь, считает ученый, надо предоставить ребенку возможность двигаться с первых дней жизни. Простые усилия могут привести к тому, что в первый месяц кроха будет проползать по несколько метров в день. Это сильно влияет на развитие способностей малыша. Конечно, надо обучать его так, чтобы это было психологически комфортно, стараться исподволь развить врожденные рефлексы. Доман рекомендует учить малыша делать все, что только возможно - вертеть и крутить его различными способами (так называемая динамическая гимнастика). Развивая его таким образом, еще во время первого года жизни можно создать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь. Кроме того, Глен Доман считает, и это проверено им на больных детях, что физическое развитие стимулирует и умственное. Он утверждает, что дети, с которыми занимались динамической гимнастикой и не делали больше ничего, уже были развиты значительно лучше своих сверстников.

Общение или обучение?

Изготовление карточек - довольно болезненный вопрос. Простая арифметика показывает, что для изготовления битов только по одному из предлагаемых десяти разделов знаний (10 категорий по 10-15 битов, итого 100-150 карточек) в домашних условиях вам потребуется уйма времени. Останутся ли у родителей силы для занятий с ребенком после подготовки гигантского количества демонстрационного материала, не известно. И хватит ли у них времени для обычного общения с малышом? У Домана проблема общения с ребенком, эмоционального контакта, остается как бы "за кадром".. Да, он призывает восхищаться успехами детей, верить в их безграничные возможности. Но в занятии Домана нет места эмоциям. Ребенок сидит и усваивает информацию, как компьютер, а мать, в руках которой мелькают картинки, энергичным голосом зачитывает бесстрастные факты. Причину такой любви Домана к компьютеру и его стремление устроить мозг ребенка по подобию компьютерной программы можно понять. Взгляды ученого сформировались в годы появления и бурного наступления вычислительных машин. Но поскольку современные люди уже успели почувствовать на себе не только преимущества, но и недостатки этого процесса, отношение к аналогиям "человек - компьютер" в наше время более критическое. Глен Доман призывает родителей уважать ребенка, заниматься его развитием и обучением, дать возможность достичь лучшего из того, чего можно достичь. Подобные взгляды заслуживают всеобщего уважения. Настораживает только замечание Домана, что родители, обучающие детей по его методике, "живут для ребенка". Не стоит забывать, что автор методики общался с родителями безнадежно больных детей, которые действительно готовы были посвятить свою жизнь только тому, чтобы поставить их на ноги. Нужны ли такие жертвы здоровому малышу? Будут ли счастливы родители, подчинившие свою жизнь целиком его обучению? И принесет ли это счастье самому ребенку? Конечно же, методика Глена Домана, находясь на стыке медицины, психологии и педагогики, вызывает необычайный интерес, огромное количество вопросов и массу голосов "за" и "против". Но с одним утверждением ее автора согласятся, наверное, все: "чудо - в самом ребенке, а не в методике". Самое главное для родителей - понять и принять это.

Развивающих методик для детей огромное количество, теория Глена Домана - самая известная из них. Узнать о сути методики, преимуществах и недостатках, а также скачать карточки Домана (удобно разложенные по категориям) вы можете на этой странице.

Суть методики Глена Домана

С самого рождения мозг человека настроен на познание окружающего мира всеми возможными средствами. Используя эту его особенность, можно осуществлять успешное ранее обучение (обратите внимание, что речь идет именно об обучении, а не развитии!). Рекомендовано приступать к упражнениям уже с 3-6 месяцев жизни. Методика Домана позволяет заложить основы для развития высокого уровня интеллекта, сформировать стойкую тягу к знаниям, научить невероятно раннему чтению на родном и иностранном языке, математике. Так говорит автор методики.

Для методики специально были разработаны обучающие карточки. Они содержат изображение предмета и надпись-слово, его обозначающее. Представлены в виде наборов, объединенных общей тематикой. Например: «Цветы», «Фрукты» и т.п. Скачать такие карточки Домана вы можете переходя по разделам этой страницы.

При их разработке были учтены многочисленные нюансы восприятия и внимания маленьких детей, что напрямую влияет на эффективность работы. В этом разделе для бесплатного скачивания доступны карточки, выполненные строго в соответствии с принципами Домана. На каждой из них отображен только один объект на чистом белом фоне, они большого размера, без рамок и цветных окантовок, на рисунке отлично видны все важные детали. Все предметы имеют свое название. Оно написано под их изображением крупным шрифтом яркого красного цвета.

Просто скачать карточки Домана, распечатать их и дать ребенку? Нет, от родителей потребуется серьезная организованность и со временем огромная фантазия, как словить, усадить и показать в конце концов эти карточки ребенку. Проблема заинтересованности обычного, здорового ребенка в процессе - сложность методики. К тому же есть определенные правила. Начинать упражнение необходимо тогда, когда и малыш, и взрослый находятся в хорошем настроении. Обязательно стоит сообщить: «Сейчас я покажу тебе…(птиц, деревья и т. п.». После этого начать показ. Демонстрировать каждую карточку рекомендуется 1-2 секунды. При этом взрослый проговаривает громко и четко, спокойным голосом, слово, написанное под рисунком. Количество карточек может быть от 10 и до 120 в зависимости от заинтересованности ребенка. Важные моменты:

  1. Заглядывать в карточку при демонстрировании нельзя, чтобы не мешать ребенку рассматривать изображение.
  2. Занятия вначале проводят 1 раз в день, затем их количество увеличивают.
  3. Одна карточка не должна показываться более 3 раз за день.
  4. Не нужно требовать от ребенка повторений названий, если только он сам не захочет сделать это.
  5. Лучше прекратить игру до того, как малыш потеряет интерес.
  6. Постепенно нужно добавлять новые наборы, а хорошо изученные убирать.
  7. Показы должны быть систематичными, только в этом случае можно добиться результатов.

Как сделать Карточки Домана самостоятельно?

Предлагаем вам скачать карточки Домана и распечатать их для своего ребенка. Сделать это лучше на матовой (чтобы не было бликов) бумаге плотностью 250-300 г/м2 или же приклеить на картон. Желательно готовые карточки ламинировать, тогда они прослужат дольше, и их можно будет использовать в других развивающих играх.

Данный дидактический материал может также с успехом использоваться и в методике Макато Шичиды, направленной на развитие фотографической памяти, творческих способностей, интуиции. Для этого потребуется только отрезать названия предметов по пунктирной линии.

Существует много вариантов занятий по карточкам, наибольшей популярностью пользуется Домановская техника развития памяти (о ней, в её классическом виде, и пойдет речь в этом посте). Но все-таки перед началом использования методики Домана рекомендую изучить .

Карточки Домана для развития памяти

Основным тренажером развития памяти по методике Домана является «Бит интеллекта». Именно различные варианты этой техники используются для раннего развития с помощью карточек. Техника заключается в кратковременной демонстрации карточек (одна карточка показывается не больше 2-ух секунд !) с четким озвучиванием изображения или краткого факта об изображении. Вы скажете, что за этой время ничего разглядеть не возможно и это для обычного человека верно. Но эта методика как раз нацелена на развитие скорости реакции мозга. Поэтому сначала ребенок действительно ничего не будет понимать, при регулярных занятиях, по мнению Гленна Домана, у ребенка должна развиться скорость реакции и фотопамять.

Как заниматься по карточкам Домана с изображениями:

      • Первые дни занятий демонстрируем 3 раза в день по 10 карточек за одно занятие, затем постепенно количество карточек наращивается до 120 ;
      • Карточка, которая показывалась 30 раз считается изученной и заменяется новой, т.е. Вам надо вести отчет о том сколько какая карточка показывалась раз.
      • Фактически когда количество карточек нарощено до требуемого объема каждые 10 дней Вам будут требоваться новые 120 карточек (4 минуты — 1 занятие). Это не много, не мало 1440 карточек в год, но с появлением интернета приобретение карточек перестало быть проблемой — есть масса сайтов предлагающих скачать или просмотреть карточки он-лайн. Хотя психологи и другие специалисты по развитию детей не одобряют занятия с малышами на компьютере.

Помимо методики Гленна Домана существует еще одна методика, продвигаемая компанией Умница, которая также обещает родителям высокие результаты от демонстрации карточек с рождения. На первый взгляд может показаться, что методика Глена Домана похожа на методику от Умницы Домана-Маниченко, на самом деле это совсем не так! В методике Гленна Домана ключевым моментом является кратковременный показ карточки, для развития скорости реакции мозга. Методика Домана-Маниченко предполагает просмотр карточек в комфортном режиме, а также игры на умение оперировать предметами изображенными на карточках и их свойствами. При этом результаты, обещанные методиками, различаются по масштабам:

  • в первом случае — методика обещает наделить ребенка фотопамятью (очень амбициозные результаты, которые так и не подтверждены ни одним серьезным научным исследованием);
  • во втором случае — словарный запас ребенка пополнится на количество карточек в приобретенных наборах и количество изученных свойств изображенных предметов.

В свое время я приобрела наборы карточек для занятий с дочкой по методике Домана и нашла им более достойное применение — .

Карточки Домана для обучения чтению

Существует мнение, что Гленн Доман рекомендовал учить детей читать с рождения — это не совсем так, в его публикациях наилучшим возрастом для обучения чтения считается 1 год. Что еще немаловажно контроль полученных знаний, подразумевает умение малыша говорить, ведь уже на 7-ой день обучения малыш должен «читать» вслух первые слова. Карточки для обучения чтению должны быть крупные — 50 на 10 см. Текст должен быть красного цвета. Современные карточки помимо текста на обратной стороне содержат картинки, но в оригинальной методике Домана картинки на карточках для чтения не требуются.

График занятий:

  1. Первый день занятия включает 4 показа по 5 слов - существительных. Промежутки между занятиями должны быть не более 30 минут;
  2. Второй день занятия включает: 3 показа по 5 слов с карточками которые демонстрировались вчера и 3 показа по 5 слов с новыми карточками. По итогу дня: 6 занятий — изучаем 10 слов;
  3. Третий день занятия включает: 6 показов по 5 слов с карточками которые уже демонстрировались в 1-ый и 2-ой день занятий и 3 показа по 5 слов, с новыми карточками. По итогу дня: 9 занятий — изучаем 15 слов;

Последующие дни: в итоге Вы должны нарастить количество изучаемых слов в день до 25. В одно занятие — 5 карточек. Каждая введенная в показ карточка демонстрируется 3 раза в день. Таким образом в день 15 занятий . И не забываем заветные 30 минут между изучением одних и тех же карточек — это необходимое условие для достижения результата. После изучения слова в течении 5 дней его необходимо убирать из показов, так как за это время слово уже должно запомниться. Чтобы легче контролировать процесс замены карточек, Доман рекомендует на карточке мелкими буквами подписывать дату начала показов. Вот так непрост процесс обучения чтения по методике Домана! Возможно Вы решите поискать в интернете более легкие рецепты чтения по карточкам и обязательно их найдете в большом количестве;-). Только я сразу Вас предупреждаю, занятия которые я описала на 100% соответствуют оригинальным упражнения Глена Домана из его публикаций. Всё что Вы найдете с более простым подходом — имеет мало общего с методикой Домана. Наиболее подробно о методике развития Гленна Домана Вы можете прочитать в его книгах.

Малыши, воспитанные по методике Глена Домана, рано начинают ползать, ходить, читать, считать, говорят на нескольких иностранных языках и показывают высокий уровень интеллектуального развития. Такие способности можно отнести к гениальности, давайте разбираться, в чем же секрет этой системы обучения.

Ползание по методике Глена Домана

Прежде, чем заниматься ранним физическим воспитанием младенца по методике Домана, необходимо понимать, что умение ползать зависит не от возможностей малыша. Факторы, которые следует учитывать:

  • Уровень развития определенной группы мышц.
  • Природная терпеливость и любознательность крохи.
  • Можете ли вы предоставить для ползания неограниченное пространство.

В своей методике раннего физического развития Глен Доман утверждает, что противопоказаний к проведению занятий не существует. Обучение ползанию начинается с первых дней жизни.

Трек для ползания по методу Глена Домана

Преимущества использования данного изобретения:

  • Ползание развивает логическое мышление и творческий потенциал.
  • Способствует улучшению координация движения.
  • Малыш учится контролировать свои движения.
  • Трек сделан в виде тоннеля, поэтому у ребеночка появляется цель - двигаться вперед. А это важный этап обучения, который пригодится в будущем.
  • Укрепление позвоночника и формирование правильной осанки.
  • Тоннель оббит мягким поролоном, и риск удариться о бортик минимален.
  • С изделия нельзя выпасть.
  • Некоторые модели можно разбирать и брать с собой на прогулки или в путешествие.
  • После занятий в треке малыши начинают спать в кроватке сами.

Выбирайте только качественные треки Домана, которые безопасны для здоровья маленького человечка, ведь во время обучения малыш может облизать конструкцию и будет постоянно с ней соприкасаться.

Методика Глена Домана: ползаем по треку

Вы должны использовать такой метод воспитания:

  • С терпением относитесь ко всем движениям вашего малыша. Быстрого результата не стоит ждать.
  • Не ждите что с первого дня ваша кроха поползет. Только спустя некоторое время, сделав массу хаотичных движений и поплакав, ребенок поймет, что двигая руками и ногами, он может изменить положение тела. Глен Доман утверждает, что такой подход к развитию не только развивает мышцы и тело, а и стимулирует умственную деятельность крохи.
  • Пеленать новорожденных запрещено.
  • Выкладывать ребенка на пол или трек следует не менее 10 раз в день.
  • Помогать младенцу нельзя, поскольку основная цель данного метода воспитания - образование нейронных связей, которые отвечают за осознание принципа движения.
  • Автор рекомендует полностью раздевать детей перед ползанием в тоннели или оставлять открытыми носки, колени и локти.
  • Конструкция создана таким образом, чтобы малыш мог отталкиваться ножками от стенок. Первые дни вы можете помещать младенца поближе к одному из бортов.
  • Во время серьезного физического напряжения кроха может начать громко возмущаться - это норма. Родители не должны заставлять ребенка лежать на полу или в конструкции по 10 часов, но и брать на ручки бузотера при первом писке запрещено. Научитесь отличать плач от крика при физическом усилии.
  • Подбадривайте и хвалите ребеночка во время ползания.
  • Разложите на тренажере игрушки, чтобы заинтересовать малыша.
  • Сразу после ползания по методике Глена Домана можно делать массаж, эффективность манипуляций вырастет в несколько раз, поскольку мышцы достаточно разогреты.
  • Обучение проводится через 30 минут после еды.
  • Нанесите на бортики полоски, которые позволят оценить проделанный маршрут.

Выбирая методику раннего развития Глена Домана, необходимо понимать, что она заключается не только в обучении младенца ползанью. Метод основан на комплексном подходе к физическому и интеллектуальному развитию.

Ползание на полу по Глену Доману

В методике разъясняется, что напольное покрытие для занятий должно отвечать таким требованиям:

  • Не нести угрозы для жизни и здоровья маленького человечка.
  • Быть чистым и постоянно обрабатываться детским или хозяйственным мылом.
  • Поверхность ровная и гладкая.

Для того, чтобы крохе было интересно ползать, необходимо разложить в разных местах яркие и цветные игрушки, чтобы у малыша была цель - взять их в руки. Не знаете, на какое расстояние расставить предметы? Ориентируйтесь на путь, который малыш может проделать за 3 минуты. Чем активнее перемещается кроха, тем больше должна быть дистанция.

Метод Домана основан на постоянном вознаграждении, только в качестве приза маленький человечек получает не конфету, а ласку и похвалу родителей.

  • Во время такого типа движения укрепляются руки, ноги и корсет, что является великолепной тренировкой перед ходьбой.
  • Чем раньше младенец пополз, тем быстрее он сможет исследовать окружающий мир и интеллектуально развиваться.
  • Обратите внимание, у всех передвижение проходит по-разному. Традиционный способ - опираться руками, коленями и пальцами ног. Более сложный вариант - опираться на руки и пальцы ног, такой метод передвижения более быстрый, поэтому требует силы и ловкости.
  • После того как кроха начал быстро ползать по гладкому ковру, стелите изделие с густым ворсом. Когда ребенок начинает вставать - это указывает на его переход на новый уровень развития.