Как сделать бумажный планер. Как сделать планер из бумаги

Прежде чем начинать делать ту или иную авиаигрушку, нужно знать, каким инструментом и из какого материала ее строить.

Инструмент. Основным инструментом для постройки авиаигрушек из бумаги являются обыкновенные ножницы. Подсобными инструментами будут служить: линейка с миллиметровыми делениями и черный мягкий карандаш (№ 2). Вот и все инструменты.

Материалы.

Материалом для постройки авиаигрушек служит бумага из старых тетрадей и изредка пригодятся обрезки рисовальной бумаги. Необходимо запастись швейными (катушечными) нитками и каким-либо клеем. Нужно иметь, кроме того, канцелярские скрепки (для грузов), несколько метров ленточной резины (сечением 1X3 мм * или 1X4 мм) и куски свинца.

* (мм - миллиметр, см - сантиметр, м - метр. )

"Стрела". Самой простой летающей авиаигрушкой является так называемая "стрела" или, как ее иногда иначе называют, "галочка".

Материалом для ее изготовления служит четвертушка писчей бумаги из старой тетради. Никакого инструмента, кроме ножниц, для изготовления стрелы не требуется.

Фиг. 1. Процесс изготовления "стрелы"

На фиг. 1 дано наглядное изображение способа изготовления этой модели. Лист бумаги из тетради сгибаем пополам, затем (фиг. 1а) отгибаем до середины верхний правый угол; с другим углом поступаем также. После этого, сначала справа, затем слева, снова загибаем бумагу до середины (фиг. 1б). Наконец, делаем еще раз сгибы, как это показано на фиг. 1в. Готовая "стрела" показана на фиг. 1г.

Части "стрелы", обозначенные стрелкой а, служат рулями высоты, а часть, обозначенная стрелкой б, - рулем направления.


Фиг. 2. Запуск "стрелы"

Способ запуска "стрелы" изображен на фиг. 2.

"Стрелу" можно заставить летать по желанию в разные стороны, но об этом мы поговорим в главе "Применение авиаигрушек".

"Голубь". Очевидно для большинства читателей уже давно известен способ изготовления и следующей простой летающей модели, так называемого "голубя".


Фиг. 3. Процесс изготовления "голубя"

Для тех, кто не знает еще как изготовлять "голубей", даем подробное изображение процесса постройки модели на фиг. 3 и общий вид - на фиг За. Материалом служат лист бумаги из старой тетради.


Фиг. 3а. Общий вид "голубя"

"Парабола". "Стрела" и "голубь" являются простейшими моделями планеров. Правда, эти обе модели еще очень мало похожи на настоящие планеры.

Простейшая модель планера типа "парабола", к изготовлению которой мы с вами сейчас и приступим, является первой нашей моделью, уже похожей на настоящий планер (фиг. 4). Изготовляется она опять-таки из листа бумаги старой тетради. Грузом служит канцелярская скрепка, мякиш хлеба, сургуч или воск.


Фиг. 4. Простейшая модель планера типа "парабола"

Вырезать советуем таким образом: складываем лист бумаги так, чтобы концы его сошлись, а середина бумаги не имела бы складки. На середине бумаги от ножниц получится лишь незначительный сгиб, но вся модель не должна иметь складки посередине. Если такую складку допустить, то наша модель в полете будет складываться. Задний (широкий) конец модели будет служить рулем высоты. Для этого необходимо, отступя от края на 5-8 мм, отогнуть кверху заднюю кромку. Опуская или поднимая всю кромку, левый или же правый ее конец, мы сможем управлять полетом модели.

Переставляя груз вперед (или увеличивая груз), мы получим быстрый крутой полет модели. Наоборот, уменьшая груз или же передвигая его назад, получим медленный пологий полет модели (более подробно об управлении см. ниже).

Запускается модель очень просто: берем большим и указательным пальцами модель за заднюю кромку так, чтобы передняя часть (с грузом) модели была направлена несколько вниз. Выпускается модель из пальцев без толчка. Модель сначала идет резко вниз, затем начинает полого планировать (конечно, тогда лишь, когда правильно подобран и размещен груз).

Размеры такой модели могут быть произвольными. Зависят они от плотности бумаги: чем плотнее бумага, тем больших размеров ее можно сделать. Необходимо только, чтобы размах планера был в 4-5 раз больше его глубины.


Фиг. 5. Модель планера типа "парабола"

На фиг. 5 изображена более сложная модель типа "парабола" с рулями поворотов. Такую модель нужно делать из обложки тетради.

Способ ее запуска показан на фиг. 6.


Фиг. 6. Способ запуска модели планера "парабола"

Простейшие планеры. Хотя "парабола" и копирует настоящий летающий аппарат, но она своим внешним видом очень мало походит на обычный самолет или планер.

Сейчас мы с вами построим модель планера, которая более похожа на настоящий планер. Изготовляется она ножницами из обложки старой тетради. На фиг. 7а даны все размеры и способы изгиба частей модели. Размеры здесь не играют особой роли; необходимо сохранять лишь примерную пропорцию частей и запомнить, что чем плотнее бумага, тем большая должна быть модель.

Лист бумаги согнем вдвое. Карандашом проведем контуры модели, вырежем по контурам ножницами; затем отогнем вниз крылья и стабилизатор (фиг. 7б) так, чтобы крыло в готовой модели не опускалось вниз.

Возьмем обыкновенную спичку, расщепим задний конец ее перочинным ножом и вставим спичку в нос модели (фиг. 7в).

Запускается модель путем легкого толчка рукой (фиг. 8). Во время изготовления модели нужно следить за тем, чтобы бумага не мялась. Мятая модель будет плохо летать.

Если модель сделана правильно, т. е. не измята и к ней подобран груз, то она плавно полетит вперед, медленно снижаясь.

На фиг. 9а даем чертеж еще одной несложной модели планера, изготовленного из одного листа бумаги. Кроме листа бумаги для изготовления этой модели, нам больше ничего не понадобится, так как и грузом здесь служит сама же бумага, сложенная на "носу" модели в несколько раз. Бумага нам нужна будет от обложки тетради. На сложенном вдвое листе бумаги вычерчиваем контуры модели (фиг. 9б). Ножницами вырезаем по начерченным контурам, получаем заготовку модели (фиг. 9в). Затем загибаем "нос" модели так, как это изображено на фиг. 9г. После этого отгибаем крыло, стабилизатор и шасси (фиг. 9д), и модель готова (фиг. 9а).


Фиг. 9г. Процесс изготовления "носа" модели

Запускается она также легким толчком, как и ранее описанная модель (фиг. 10).

Бумажные самолеты. Из бумаги можно делать при помощи одних только ножниц также и модели-копии настоящих самолетов. Такие модели очень хорошо летают. Типов моделей самолетов из бумаги можно создать очень много. Можно копировать существующие типы, а также и создавать заново свои конструкции. Как мы уже сказали, для постройки таких моделей нужна плотная обложка от тетрадей, старые учетные карточки и т. д., а единственным инструментом будут служить нам ножницы. Ни скрепок, ни клея не нужно * .

* (Такую конструкцию бумажных моделей у нас в СССР впервые предложил т. Анохин. )

Мы не будем подробно останавливаться на изготовлении подобных моделей. Их изготовление мало чем отличается от уже описанных моделей планеров из бумаги. На фиг. 11а мы даем выкройки частей модели самолета. На фиг. 11б показан способ складывания носовой части фюзеляжа модели. Фиг. 11в дает представление об изготовлении "мотора" (груза) и закрепление его на фюзеляже. Мотор крепится на фюзеляже при помощи бумажных штырьков. Из бумаги делаются и примитивные шасси (тележка для посадки самолета). Фиг. 11г дает наглядное представление об изготовлении хвостового оперения модели самолета.

Готовая модель изображена на фиг. 11д. Пропеллер прикрепляется при помощи обыкновенной булавки. Нужно обратить особое внимание на крепление крыла на стойках. В крыле (фиг. 11а) сделаны прорезы, в которые концами вставляются стойки. Крепление крыла надо производить осторожно, иначе очень легко оборвать стойки.

Пускается модель легким толчком. Правильно построенная модель после толчка должна перейти в плавный планирующий (с медленным спуском) полет.

Попробуйте теперь сначала скопировать уже известные вам настоящие самолеты, а затем вы сможете приступить к конструированию и собственных самолетов.

Парашют. Очевидно, вы все слышали, а возможно и видели спуск на парашютах и, конечно, знаете о том, что парашютизм в СССР получил очень большое развитие. Это и понятно - прыжки с парашютом с вышек, а тем более с самолета, являются интересным увлекательным спортом, воспитывающим неустрашимость и силу воли. Наши юные авиастроители тоже не оставляют без внимания парашютизм. Если они сейчас еще по своему возрасту (мы говорим о самых молодых из них) не могут совершать прыжков с парашютом, то им пока нужно делать модели парашютов.

На фиг. 12 дано изображение самой простой модели парашюта. Изготовляется она опять таки из листа бумаги старой тетради. Изготовление её настолько просто, что не требует пояснений к рисунку. Стропы (нитки) делаются из обыкновенных катушечных ниток. Грузом служит небольшой гвоздь.

Такой парашют, будучи выпущен из рук с высоты, медленно снижается, причем груз раскачивается из стороны в сторону. Для того чтобы груз не качался, в центре парашюта (купола) сделайте небольшую дырку. Парашют с дыркой в центре купола будет снижаться уже без раскачивания.

Сделав простейший парашют, можно построить более сложный. Это будет модель парашюта с самопуском.

На фиг. 13 мы даем общий вид такой модели.

Модель парашюта состоит из купола, строп, груза (заменяющего в модели вес человека) и самопуска. Купол парашюта изготовляется из папиросной (можно и газетной) бумаги размером 500 X 500 мм (фиг. 14). Лист бумаги все время складываем вдвое (пополам) до тех пор, пока получим 32 равные части. При складывании следить за тем, чтобы ребра складок точно совпадали друг с другом.

У вершины треугольника обрезаем 2-3 мм, вследствие чего получаем отверстие диаметром 4-6 мм. Конец (вернее основание треугольника) обрезаем и получаем окружность или многоугольник.

Формы обреза концов показаны на фиг. 14.

Складывание (или фальцовка) купола очень напоминает складывание детской бумажной гармоники. Ребра треугольников расправляем так, чтобы они поочередно шли - одно во внутрь, другое наружу. Сложенный купол имеет 16 пар полотнищ, по 8 с каждой стороны (фиг. 13).

Стропы изготовляем из катушечных ниток № 10. Делаются они длиннее радиуса купола в 2,3-2,6 раза, для чего в стол или доску вбиваем два гвоздя на расстоянии 60-65 см, куда и наматываем нитки в 8 витков. Обрезать нитки нужно у того гвоздя, где первоначально был привязан первый конец.

В середину строп обыкновенной петлей закрепляем кольцо диаметром 6-7 мм. Кольцо изготовляется из миллиметровой проволоки при помощи круглогубцев.

Для приклейки строп к куполу парашюта нам понадобится кусок фанеры размерами несколько больше, чем площадь купола. В центре фанеры просверлим дырку такого размера, чтобы в нее легко входило проволочное кольцо. Кольцо закрепляем спичкой так, чтобы оно не выпадало из дырки. Расправляем на фанере купол и, закрепив его небольшими тяжестями (гирьками), начинаем приклеивать стропы. Стропы приклеиваем через три на четвертое ребро купола, причем клеем мажем только нитки на всем протяжении купола, но никак не сам купол.

Концы строп связываем узлом. Кусок резины 1X4 или 2X2 мм, длиной 100-120 мм надеваем на крючок самопуска. Все это закрепляем (обкручиваем) свинцовой пластинкой. Прикрепление осуществляем при помощи плоскогубцев. Модель парашюта готова. Можно итти и запускать ее.

Чтобы запустить модель парашюта, нужно крючок самопуска зацепить за кольцо, купол взять в левую руку и правой рукой растянуть резину (фиг. 15); затем сначала выпустить купол, а потом и резину с легким толчком вверх. Модель поднимется вверх метров на 7-10, автоматически на верхней точке полета раскроется и начнет плавно спускаться вниз (фиг. 16). Особенно красив полет модели парашюта, сделанной из разноцветной бумаги.

"Монах". Так называется самый простейший воздушный змей, изготовляемый из бумаги, мочалы или матерчатых лент и ниток, необходимых для запуска змея. Сделать его настолько просто, что к фиг. 17 в дополнение ничего говорить не будем.


Фиг. 17. "Монах"

На этом описание моделей авиационных игрушек из бумаги заканчиваем.

Приведенными здесь моделями, конечно, не исчерпываются все возможные авиаигрушки из бумаги. Их существует гораздо больше. Еще больше авиаигрушек из бумаги можете создать вы сами, юные читатели. Для этого только нужно немного подумать и проявить свои конструкторские способности.

Мы уверены, что через какие-нибудь полгода наши ребята авиамоделисты обогатят своими изобретениями еще скудный ассортимент (разнообразие) авиаигрушек из бумаги.

Многие из нас (да почти все!) складывали в детстве бумажные самолетики. Но до сих пор не все мамы и папы знают, что занимались при этом аэрогами, одной из ветвей оригами. По-японски, кстати, это будет и вовсе не аэрогами, а ками хикоки - ками=бумага, хикоки=самолёт. Так что мы представляем вам сегодня 12 самых популярных моделей ками хикоки - бумажных самолетиков, которые готовы храбро рассекать просторы воздушного океана и, несомненно, порадуют ваших детей!

Планер №1

Планер №2

(Кликните на схему для увеличения)

Использовать бумагу для создания игрушек, как полагают учёные, начали 2000 лет назад в Китае, где придумали воздушных змеев. Современный бумажный самолетик, по одной из наиболее популярных версий, был изобретен (да, да, именно так!) в 1930 году Джеком Нортропом — сооснователем компании Lockheed Corporation. Нортроп использовал бумажные самолётики для тестирования новых идей при конструкции реальных самолётов.

"Шелк" (Silke)

(Кликните на схему для увеличения)

"Селезень" (Canard)

(Кликните на схему для увеличения)

"Дельта"

(Кликните на схему для увеличения)

В 1989 году некто Энди Чиплинг основал Ассоциацию бумажного авиастроения, а в 2006 году был проведён первый чемпионат по запуску бумажных самолётов. Соревнования проводятся в трёх дисциплинах: самая длинная дистанция, самое долгое планирование и аэробатика - выполнение фигур высшего пилотажа бумажными моделями.

"Челнок" (Shattle)

(Кликните на схему для увеличения)

Впрочем, существуют и коммерческие соревнования. Пожалуй, самое известное из них - «Red Bull Paper Wings». Последний мировой чемпионат проводился в Австрии, конструкторы состязались в трёх категориях: «высший пилотаж», «дальность полёта» и «длительность полёта».

"Гомес" (Gomez)

(Кликните на схему для увеличения)

Многочисленные попытки увеличить время пребывания бумажного самолётика в воздухе время от времени приводят к взятию очередных барьеров в этом виде спорта. Кен Блэкберн удерживал мировой рекорд на протяжении 13 лет (1983-1996) и вновь получил его 8 октября 1998 года, бросив бумажный самолёт в помещении так, что он продержался в воздухе 27,6 секунды. Этот результат подтверждён представителями Книги рекордов Гиннесса и репортёрами CNN. Бумажный самолётик, использованный Блэкберном, можно отнести к категории планёров.

"Блокированный" (Locked)

(Кликните на схему для увеличения)

Хотя считается, что лёгкие бумажные самолётики летают дальше тяжёлых, это утверждение оспаривается Блэкберном. Самолётик Блэкберна, побивший мировой рекорд в 1983 году, был разработан в предположении, что наилучшие самолёты обладают короткими крыльями и «тяжелы» в момент фазы запуска, когда человек подбрасывает их в воздух. Хотя более длинные крылья и меньший вес помогли бы, как кажется, самолётику достичь большего времени полёта, но такой бумажный самолёт невозможно выбросить высоко. Согласно Блэкберну, «для достижения максимальной высоты и хорошего перехода к планирующему полёту бросок должен осуществляться с отклонением от вертикали не более 10 градусов».

Статья посвящается тем, кто интересуется как можно сделать простую летающую модель самолета из бумаги. Итак, самые простые летающие модели без мотора и воздушного винта делают целиком из бумаги. На рис. 60 изображена именно такая бумажная модель.

Основные части модели самолета имеют те же названия, что и у на­стоящего самолета. У бумажной модели нет мотора с винтом, она может только планировать, поэтому такую модель называют моделью планера.

Данная бумажная модель планера имеет вид пассажирского самолета. Для большего сходства можно на фюзеляже модели изобразить окна и двери.

Для постройки бумажной модели планера берут лист плотной бумаги, складывают вдвое и на нем карандашом вычерчивают контур половины модели, приведенный иа рис. 61. Вырезав этот контур ножницами, отгибают крыло и оперение, как это показано на рисунке. Оперение у модели планера получается с двумя вертикальными поверхностями - двухкилевое. Затем сверху крыла для придания жесткости следует приклеить не­большую полоску из плотной бумаги.

Крылу необходимо придать форму поперечного V, как это показано на рис. 62. Для этого концы крыла модели самолета приподнимают от­носительно середины на 7-10 мм. Спереди модель планера нужно загрузить канцелярской скрепкой или спичкамии и сдвигать за­грузку вперед или назад до тех пор, пока бумажная модель самолета не уравнове­сится на ребре бумаги, сложенной вдвое, примерно на половине или на первой трети ширины крыла. Затем необходимо проверить, симметрична ли модель, если посмотреть на нее спереди, нет ли перекосов у оперения и у крыла. Возможные перекосы приведены на рис. 62. Их необходимо тут же устранить. После того как вы убедитесь, что сделанная вашими руками бумажная модель не имеет дефектов и пра­вильно уравновешена, можно приступать к ее запуску.

Запуск модели . Модель самолета берут двумя пальцами и, слегка наклонив ее носок книзу, легким толчком запускают в полет (рис. 63). Если модель самолета во время полета опускает нос и летит быстро, резко снижаясь, надо слегка отклонить рули высоты кверху. Если модель планера в полете задирает кверху нос и падает на хвост или летит волнообразно, то поднимаясь, то опускаясь, следует укрепить на носок больше груза или сдвинуть загрузку вперед. Каждое самое незначительное изменение положения или веса загрузки у модели надо проверять в пробном полете.

Для того, чтобы посмотреть как сделать бумажную модель пассажирского самолета, смотри здесь -

На первых занятиях в авиамодельных кружках всегда делают такую простейшую модель. Несмотря на свою простоту, она хорошо летает, если правильно изготовлена. Сделаем и мы такую модель планера. Возьмем лист плотной бумаги длиной 200 мм и шириной 140 мм, сложим вдоль пополам. Затем одну его половину расчертим в клетку. Стороны клетки по 20 мм. На сетку нанесем контуры модели, как указано на рис. 5, вырежем ее.

Сложим выкройку так, как показано на средней части рисунка: сперва носовую часть модели, затем отогнем крыло и маленькие крылышки на хвосте. При изготовлении модели нужно сверяться с рисунком, все сгибы делать очень точно. Простейшая модель планера имеет такие же основные части, как и настоящий планер и самолет (рис. 6). Нет у нее только мотора и воздушного винта.

Есть фюзеляж. Так называют среднюю продольную часть самолета, планера, модели. Фюзеляж - это корпус. В фюзеляже самолета помещаются летчик, пассажиры, грузы. К нему прикреплено крыло. С крылом вы уже знакомы. Оно состоит из двух одинаковых половин - правой и левой. Есть у модели и шасси. Это та часть, которая служит для посадки и для взлета.

И наконец, хвостовое оперение. Оно состоит из двух плоскостей: горизонтальной, похожей на небольшое крыло, называемой стабилизатором, и вертикальной, называемой килем.

На рис. 6 показано устройство самолета. Изучим его внимательно и запомним все названия. Задние части стабилизатора и киля (на рисунке они мелко заштрихованы) на настоящих планерах и самолетах делают подвижными. Их называют рулями. К ним присоединены тросы, проходящие внутри фюзеляжа из кабины летчика. Концы тросов укреплены на ручке управления и на ножных педалях.

Подвижные части стабилизатора - это руль высоты. Подтягивая к себе ручку управления, летчик поднимает кверху руль высоты, и самолет или планер набирает высоту. Отодвигая от себя ручку управления, летчик опускает руль высоты, и самолет снижается. Нажав правой ногой на педаль, летчик заставляет отклониться вправо отгибающуюся заднюю часть киля (руль направления), и самолет летит направо. Когда летчик нажимает ногой на левую педаль, руль направления отгибается влево.

На простейшей модели планера тоже можно сделать рули, отгибая заднюю часть стабилизатора и киля перед запуском модели в воздух. Прежде чем запускать модель, внимательно ее осмотрим и устраним все недочеты (рис. 7). Сделаем так, чтобы фюзеляж модели был совершенно прямой, киль составлял прямой угол со стабилизатором, крылья и стабилизатор не имели перекосов, не были опущены вниз или изогнуты вверх.

Если теперь посмотреть на модель спереди, то крылья и стабилизатор представляют собой прямые линии, отстоящие на равном расстоянии друг от друга, т. е. они параллельны. Для запуска возьмем модель за фюзеляж снизу под крылом и, подняв руку вверх, легким толчком бросим вперед. Если она построена правильно, то после толчка будет лететь некоторое время горизонтально, а затем перейдет в плавный планирующий полет (т. е. с медленным спуском). Теперь проверим действие рулей высоты.

Если при полете модель идет «носом» вниз (рис. 8) (такой полет называется пикирование), нужно отогнуть немного кверху заднюю часть стабилизатора, тогда при новом запуске модель полетит более полого и плавно. При сильном отгибании рулей высоты модель может сделать «мертвую петлю» (см. с. 36-37). Если рули высоты направить вниз, то модель будет лететь круто вниз.

Рули высоты позволяют отрегулировать полет модели так, чтобы она совершала плавный планирующий полет. Проверим также действие рулей направления. Отогнем заднюю часть киля вправо и запустим модель. Она должна повернуть в правую сторону.

Воздух давит на отогнутую часть киля и заставляет модель поворачивать. Простейшую модель планера из бумаги можно запускать только в закрытом помещении или вечером во дворе, когда не бывает ветра. Такая модель очень мала и легка, и даже слабый ветер будет мешать ее плавному планирующему полету.

Рис. 5. Простейшая модель бумажного планера

Рис. 6. Устройство самолета

Рис. 7. Возможные дефекты готовых бумажных моделей

Рис. 8. Регулировка модели на планирование

Учебная модель не является точной копией настоящего планера, но напоминает его своим внешним видом. Сравните рис. 9 и 10. Изготовление модели следует начинать с крыла (рис. 11) - самой ответственной и сложной части. Возьмем полоску плотной чертежной бумаги. Сложим ее сначала поперек, потом вдоль. Сгибы должны быть очень точными. Теперь начертим на за- готовке крыло.

Вырезая его, будем следить, чтобы половины заготовки не расходились, иначе части крыла получатся не одинаковыми. Обрезки бумаги не мните, и не выбрасывайте, из них будем вырезать прокладку для фюзеляжа и шпильки. Вырезанную заготовку развернем (нижняя часть рис. 11). Начертим форму среза передней части крыла и вырежем крыло окончательно.

Сложим его так, чтобы срезанная передняя часть находилась снаружи, а концы крыльев точно сходились вместе. Теперь займемся изготовлением фюзеляжа и других частей модели. Сложим полоски бумаги для фюзеляжа, прокладки, стабилизатора и киля вдоль волокон. Начертим на одной из половин каждой заготовки квадраты и нанесем контуры деталей. Они показаны на рис. 12.

Вырезав фюзеляж, срежем край сгиба в двух местах. Сю- да будут вставляться крыло и стабилизатор. Прокладку для фюзеляжа вырежем длиной 140 и шириной 7-10 мм. Для груза возьмем две полоски бумаги шириной 40 и длиной 150 мм. Их надо сложить, как показано на рисунке. Из обрезков от крыла и фюзеляжа сделаем шпильки. Они должны быть острые и длинные, чтобы удобно было затягивать их в гнезда. Когда все части и детали модели готовы, можно приступать к ее сборке.

Нужно обязательно точно соблюдать по- рядок сборки. Нарушение его - частая причина плохого полета модели. Сборка. Между половинками крыла (рис. 13) уложим одну или две прокладки сгибом кверху. Спереди прокладка должна быть видна на 30- 35 мм. Оба конца крыла вставим вместе в переднюю прорезь фюзеляжа, снизу, изнутри.

Протянем их вверх так, чтобы прокладка вплотную улеглась вдоль складки фюзеляжа. Установив крыло, острым концом ножниц проколем в двух местах отверстия через фюзеляж, прокладку и крыло. В проколы вставим по одной шпильке. Шпильку вставляют только с той стороны, откуда делают прокол. Затянув шпильки как можно туже, отогнем их концы и коротко срежем. Теперь, когда крыло закреплено, перейдем к сборке хвостовой части модели.

Стабилизатор вставим в заготовленное отверстие в фюзеляже так же, как крыло. Прежде чем закрепить его, установим киль сгибом вперед. Затем сделаем два прокола через фюзеляж, основание стабилизатора, киль и прокладку. Будем следить, чтобы в момент прокалывания части модели не сходили с места и не прогнулся фюзеляж. В проколы вставим шпильки, плотно затянем, их концы отогнем и коротко срежем. Теперь соберем носовую часть фюзеляжа.

Обе полоски груза сложим вчетверо. Затем развернем груз и начнем его складывать от краев вовнутрь (рис. 14). Готовый груз прогладим краем ножниц по складкам, чтобы не раскрывался. Груз уложим вовнутрь носовой части фюзеляжа. Конец его должен дойти до крыла. Подровняем груз так, чтобы он не выступал внизу из фюзеляжа, и сделаем через фюзеляж и груз два прокола.

Сделать прокол без привычки трудно. Нужно сильно нажать концом ножниц и, не торопясь, слегка покачивать ножницами, пока их конец не выйдет с другой стороны на 10-15 мм. В проколы вставим шпильки. Конец груза, выступающий из носовой части фюзеляжа, срежем. Лишь теперь, когда установлены крыло и хвостовая часть, закреплен груз, можно отгибать крыло и стабилизатор. Крыло отогнем вровень с верхним краем фюзеляжа (это линия установки крыла). Стабилизатор - так же, как и крыло.

Крыло модели, пока не вставлен в него лонжерон, непрочное, оно еще не способно поддерживать модель в полете. Поэтому изготовим лонжерон. Полоску бумаги, предназначенную для лонжерона, перегнем восемь раз. Складки должны быть как можно мельче. Остаток бумаги отрежем, концы заготовки заострим. Пригладим лонжерон ножницами, чтобы он был тоньше и не развертывался.

Для установки лонжерона сделаем проколы на крыле в 10-15 мм от его передней кромки (рис. 15). Сперва вставим лонжерон в одну прорезь, затем острым концом ножниц продвинем его в другую. За лонжероном сделаем два прокола. Вставим в них шпильки. Чтобы шпильками не прорезать тонкое крыло, будем прижимать пальцами места у проколов.

Концы шпилек отогнем в сторону хвоста модели, плотно прижмем и коротко отрежем. Шпильки будут не только удерживать лонжерон на месте, но и придадут крылу правильную плоскую форму. Теперь осторожно прогладим крыло пальцами, чтобы устранить перекосы и изгибы. Перед запуском, прежде всего, проверим центровку модели. Центр тяжести модели должен находиться на передней трети крыла (рис. 16). Если получилась задняя центровка, нужно увеличить груз.

Для этого придется расклепать носовую часть и, добавив две-три полоски бумаги, скрепить ее снова. Проверим также установку крыла и хвостового оперения. На учебной модели планера крылу дается - выражаясь языком техники - нулевой угол атаки. Это значит, что плоскость крыла не имеет наклона ни вверх, ни вниз. У стабилизатора учебной модели планера угол атаки отрицательный, примерно - 2°, т. е. его задняя кромка должна быть немного выше передней.

При запуске модель надо держать над плечом двумя пальцами под крылом за фюзеляж и направлять ее горизонтально, немного опустив нос модели. Будем запускать модель не рывком, а сильным, но плавным движением. Слишком резкий толчок заставит модель взлететь вверх, а затем спикировать, а слабый не придаст нужной скорости, модель не полетит далеко. Ни в коем случае не пускайте модель вверх, этим вы не добьетесь ровного и длительного планирования. Правильно сделанная модель должна пролетать комнату на одной высоте.

В школьном зале или коридоре хорошо отрегулированная модель пролетает со снижением 20- 25 м. Не всегда с первого запуска удается достичь ровного и прямого планирующего полета. Крутые развороты и спуск вниз, переворачивание модели в воздухе происходят или от грубой неточности в изготовлении, или от неправильного толчка.

Бумажная модель долго не живет. Могут вылететь заклепки, надорваться крыло. Модель можно отремонтировать. Для этого расклепавшуюся шпильку удалим, в прокол вставим новую. Лучше при ремонте ставить две шпильки, отгибая их в разные стороны. На надорвавшуюся часть крыла или фюзеляжа поставим заплату (рис. 17).

Рис. 9, Устройство планера

Рис. 10. Учебная модель планера из бумаги

Рис. 11. Выкройка крыла учебной модели планера

Рис. 12. Выкройки остальных деталей учебной модели планера

Рис. 13. Сборка учебной модели планера

Рис. 14. Установка груза в модели

Рис, 15, Установка лонжерона и скрепление шпильками верхней и нижней частей крыла

Рис. 16, Определение ЦТ готовой модели

Рис. 17, Ремонт поврежденной модели

Рис. 18. Образцы моделей планеров