Какой тип мышления преобладает у дошкольников. Развитие мышления в дошкольном возрасте кратко

Мышление ребенка, проходя через определенные этапы возрастных периодов, выдерживает серьезные изменения. Малыш развивается, растет. Вместе с антропометрическими данными ребенка меняются психические процессы: внимание, память восприятие, мышление. Дошкольник изучает мир, воздействует на окружающие предметы, растет словарный запас. Из несмышленого непоседы он превращается в ребенка, способного на серьезные умозаключения.

Чтобы выяснить, каким образом ребенок воспринимает окружающий мир, нужно знать, как малыш на определенном этапе жизни осмысляет полученную информацию и систематизирует ее.

Понимание возрастных закономерностей развития мыслительных процессов сделает общение дошкольника и взрослого более приятным и продуктивным.

Как и в любой сфере развития личности, мышление ребенка проходит несколько этапов и претерпевает ряд изменений. Родителям нужно знать о видах мышления, которые соответствуют возрастным особенностям.

Грамотно подобранные игры, совместная деятельность оказывают положительное влияние на формирование мышления малыша и его интеллектуальных способностей.

Виды мышления

Наглядно – действенное

Такой вид мышления соответствует раннему периоду жизни ребенка (от 1,5 до 2 лет). Этот возрастной этап характеризуется изучением окружающего мира с помощью рук. Малыш разбирает, изучает, иногда ломает игрушки в процессе исследования. Так формируются представления о мире вокруг.

Если активные действия ребенка направлены на изучение окружающих его предметов, можно говорить о наглядно-действенном образе мышления.

Задача взрослых на этом этапе – не мешать стремлению малыша к исследованию, дать возможность ему самостоятельно изучать предметы находящиеся вокруг.

Нельзя забывать, что в процессе изучения ребенок способен сломать, повредить и даже пораниться сам. Родителям необходимо поощрять желание познавать новое, но при этом должны быть предприняты меры безопасности.

Наглядно – образное

Следующий этап начинается с 3-4 лет и продолжается до 7 лет. Это не значит, что предыдущий полностью исчезает. Помимо имеющихся навыков исследования окружающей действительности дошкольник мыслит, используя образы. В этот возрастной период проявляется активная способность к рисованию. в ход идут все подручные материалы: от камушков на улице до маминых губных помад на новых обоях.

Рисуя предмет, юный исследователь представляет образ, его существенные признаки, которые остались в памяти, старается передать характерные черты. На этом этапе важно воплощать в действительность появляющиеся в его сознании образы.

Творческое

Определяет способность к творчеству – созданию креативных, нестандартных решений. Самостоятельно развивать творческие способности дошкольник не в состоянии, поэтому во многом от желания родителей зависит появление в нём творческого начала.

В отличие от предыдущих видов – творческий вид не зависит от возрастных особенностей и интеллектуальных способностей ребенка.

Важным условием для появления творчества становятся свойственные любому ребенку такие формы психической деятельности, как фантазия и воображение. Нужно создать обстановку, в которой маленькому человечку комфортно будет развивать свои творческие порывы. Виды творчества разнообразны: изобразительное, музыкальное, декоративно – прикладное, хореографическое. литературное.

Взрослые должны помнить, что неспособных к творчеству детей – нет. Даже те дети, которые отстают в развитии от сверстников, способны находить необычные творческие решения задач при условии, что этому способствуют занятия с родителями и педагогами.

Пространственное

Этот вид является базой для дальнейшей учебной и, впоследствии, трудовой деятельности. Развивать пространственное мышление нужно для правильной ориентации в пространстве, появления в сознании образов, и умения использовать их при решении задач.

Юным исследователям необходимо помочь правильно воспринимать формы, размеры объектов, расположение их относительно друг друга, движение их в пространстве.

Логическое

Точно так же, как и пространственное мышление, является фундаментом для дальнейшего полноценного интеллектуального развития.

Если малыш не овладел логическим мышлением, он будет испытывать трудности в обучении. В результате пострадает не только здоровье непоседы, но и исчезнет живой интерес к познанию окружающего мира.

Инженерное

Данный вид мышления приобщает детей к науке, повышает интерес к работе ученых, исследователей, расширяет кругозор через экспериментальную деятельность, конструирование, создает предпосылки к техническому творчеству.

Современные дети большинство информации получают с экранов телевизоров, а не через “руки”. Опыты и эксперименты учат нестандартно мыслить и находить ответ на сложные вопросы.

Средства развития мышления

Дошкольный период характеризуется тем, что ведущим видом деятельности является игра. Именно в дидактической игре непоседа проще усваивает новые знания, умения. С помощью игровых моментов легче привлекается и удерживается внимание, происходит изучение и запоминание нового материала. Процесс игры вызывает интерес, возбуждает активность, способствует развитию мышления.

Формирование мышления дошкольников

Развитие мышления у дошкольника определяется способностью применять универсальные мыслительные операции, присущие мышлению: внимание, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.

Сравнение

Малыш учится сопоставлять существенные и несущественные признаки предмета. Необходимо, чтобы он понимал важность процесса.

Анализ

Этот способ позволяет разбить на части исследуемый предмет, выделить его составляющие компоненты. Например, ребенок с легкостью называет части дома: крыша, труба, окно, дверь и т.д.

Синтез

Обратная анализу мыслительная операция, то есть в процессе синтеза дошкольник объединяет отдельные элементы в целое. Примером может служить навык связного чтения.

Обобщение

Характерно для дошкольника в возрасте 6 лет. Появляется по мере накопления словарного запаса и использования в .

Классификация

Мыслительная операция, которая позволяет находить похожие и отличительные признаки тех или иных предметов, понятий и явлений.

Методики развития мышления у детей дошкольного возраста

Чтобы ребенок был успешен в учебе, важна своевременная систематическая подготовка. Если малыш посещает дошкольное учреждение, образовательная программа детского сада предусматривает работу по развитию мышления.

Однако, родители в состоянии сделать общение со своим ребенком продуктивным и интересным, используя небольшие развивающие задания.

«Найди лишнее». Найди среди предложенных слов лишнее, объясни решение. (Тренируем обобщение)

  • Килограмм, час, секунда.
  • Тетрадь, стакан, ложка.
  • Кастрюля, рюкзак, сумка.

«Ищи пару». (Тренируем анализ, сравнение)

Используется детское лото с парами похожих карточек. Один ребёнок (ведущий) берёт карту и, не открывая ее другим, рассказывает, что на ней видит. Другие рассматривают свои карточки, находят похожий по описанию предмет на карточке. Если описание совпало с отгадкой, пару карт выводят из игры, игра продолжается дальше.

Память и внимание – важные психические процессы, которые влияют на интеллектуальное развитие непоседы. Поэтому, развивая мышление, необходимо использовать .

«Один признак на всех» (развиваем мышление, речь, пассивный и активный словарь, внимание)

Нужно назвать как можно больше предметов, которые имеют этот признак (например, высокий). Для этого нужно ответить на уточняющий вопрос: “Что бывает высоким?” (гора, дерево, шкаф, здание т.д.)

«Что пропало» (тренируем память)

Занятие не требует особой подготовки для проведения. Находящиеся перед ребенком предметы прикрываются непрозрачной тканью, один или несколько игрушек прячут. Затем ткань убирают. Задача дошкольника определить, что исчезло.

Заключение

Дошкольный возраст – период, когда совершенствуются важные психические процессы, умения, навыки ребенка, необходимые ему в дальнейшей жизни. Освоение разных видов мышления способствует развитию интеллектуального уровня и гармоничному формированию личности.

Так называют процесс познания действительности, который основывается на формировании отношений и связей между явлениями, событиями, предметами в окружающем мире. Любознательность детей направлена на изучение того, что их окружает, построение собственной картины внешнего мира. Детское мышление пребывает в постоянной связи с речью. И чем ребенок активнее, тем больше он спрашивает взрослых, задавая множество разнообразных вопросов.

Итак, узнаем об особенностях развития мышления в разные возрастные периоды формирования личности.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста

В этом возрасте мыслительный процесс основывается на представлениях. Дитя может мыслить о том, что оно знает и чувствует, по своему опыту. Поэтому в дошкольном возрасте дети оперируют представлениями и образами вне ситуативно. Их мысли приобретают абстрактность, то есть выходят за пределы конкретной ситуации. Это и расширяет границы их познания.

Между речью и детским мышлением устанавливаются более тесные взаимосвязи. Они приводят к формированию развернутого мыслительного процесса, то есть рассуждений. В этом возрасте речь уже выполняет функцию планирования, что позволяет активно развиваться мыслительным операциям. Обычно рассуждение дошкольника начинается с вопросов. Их наличие - свидетельство проблемности мышления, поскольку отражает возникшую перед ребенком практическую задачу. В этом возрасте вопросы детей имеют познавательный и любознательный характер. За невинными, на первый взгляд, детскими дилеммами кроется стремление постигать проблемы бытия, законы окружающего мира, взаимосвязи и причины разных происходящих процессов.

Вопросы ребенка - это то, что он не может видеть и знать, что требует объяснения папы и мамы. Они рождаются также при нарушении уже сформированных представлений. Так, например, в дошкольном возрасте дети не могут осознать и понять проблему смерти. Зная из личного опыта, что после болезни наступает выздоровление, дети не понимают, почему умирают бабушки и дедушки, что с ними, точнее с их телами происходит в дальнейшем. И в этом вопросе важно сформировать у ребенка представление о смерти как закономерном процессе, сделать это грамотно, без моральных травм. При этом даже самое доступное объяснение взрослых чревато еще массой вопросов.

Их дети задают и для того, чтобы убедиться, что они сами сделали правильные выводы. Дети с этим всегда обращаются к самому авторитетному взрослому (бабушке, маме), чтобы тот подтвердил их компетентность. Далее, уже в раннем школьном возрасте, количество таких обращений будет возрастать, если родители смогут поддерживать здоровую моральную взаимосвязь с детьми. Ведь иногда „отмашки” папы с мамой заставляют дитя искать ответы на свои вопросы в среде сверстников, старших братьев или сестер, и эти ответы не всегда тактичны, адекватны и морально правильные.

Дошкольник пытается определять назначение предметов, устанавливать связи между признаками и предназначением объектов, предметов. В процессе такого познания возрастает понимание причинности. Так, в 6 лет дети уже легко делают выводы о последовательности природных явлений: небо темное, гремит гроза, сорвался ветер, будет дождь. В понимании причинности ребенок от внешних переходит к выделению внутренних причин. Это дает ему возможность строить собственные предположения, теории, что развивает не только опыт, но и самостоятельность, независимость, оригинальность мышления. Позже оно будет называться его креативностью.

К началу младшего школьного возраста у ребенка формируются зачатки мировоззрения, начальное понимание логики, что способствует формированию понятийного мышления. А развитие мыслительных операций служит основой умения согласовывать суждения друг с другом. Это и есть зачатки дедуктивного мышления.

Развитие мышления у детей младшего школьного возраста

В этом возрастном периоде мышление становится центром психического развития ребенка. Оно будет определяющим среди других психических функций ребенка.

Овладевая знаниями, навыками, умениями, младший школьник приобщается к научным понятиям начального уровня. Его умственные операции уже меньше связаны с практической деятельностью, с наглядностью. Дети этого возраста, имея определенный багаж знаний, овладевая приемами мыслительной деятельности, учатся анализировать события. Они обретают способность мыслить и действовать в уме, анализировать личные рассуждения.

В младшем школьном возрасте формируются основные мыслительные приемы и действия. Это обобщение, сравнение, выделение признаков явлений и предметов, определение понятий, резюмирование.

Неполноценность мыслительной деятельности отображается на знаниях младшего школьника. Они оказываются фрагментарными, иногда ошибочными, что осложняет обучение. Поэтому родителям и педагогам необходимо уделять внимание работе по формированию основных приемов мыслительной деятельности детей. Это позволяет добиваться полного овладения словесно-логическими приемами мышления. И первое, что нужно научить юного школьника, - умение выделять свойства предметов, их разнообразие. Служат этому навыки сопоставления и сравнения. Когда ребенок научится выделять множество разных свойств предмета, то нужно переходить к такому элементу логического мышления как формирование понятия его отличительных и общих признаков. Затем можно переходить к умению отличать существенные (то есть важные) и несущественные (второстепенные) признаки и свойства.

В младшем школьном возрасте формируется умение делать правильные выводы. Для этого нужно подводить к обобщениям, пониманию того, что связь между основанием и следствием есть не всегда. И это уже совершенно другой этап мышления, отличающийся от дошкольного возраста. Логические приемы, усвоенные младшими школьниками при изучении одной темы, в дальнейшем применяются и для усвоения других школьных предметов в виде готовых познавательных средств.

Развитие мышления старших школьников

В этом возрасте вырабатываются взгляды и убеждения, формируется мировоззрение, возникает потребность разобраться в собственном „ я” и своем окружении.

Познавательные и мыслительные процессы старших школьников базируются на дифференциации дисциплин, овладении научными понятиями, системой знаков, которые формируют теоретическое мышление. Учеба позволяет старшему школьнику устанавливать связи между получаемыми знаниями, контролировать мысли, управлять ими. Старшие школьники учатся оперировать гипотезами, предположениями, критически и объективно их оценивать. В этом возрасте четко прослеживается самостоятельность в учебе. В подростковом и старшем школьном возрасте уже можно четко разделить детей на гуманитариев и тех, кто склонен к точным наукам.

Они умеют использовать приемы запоминания знаний, логически их распределять.

Развитие мыслительных способностей во многом зависит от головного мозга и зрелости нервной системы. Память как основа мышления и логики становится более продуктивной, произвольной, потому что увеличиваются синаптические связи между волокнами мозга.

У старших школьников развивается темперамент, который характеризует скорость протекания мыслительных процессов. Так, холерики соображают, анализируют, делают обобщения быстро. Флегматики и меланхолики характеризуются медленными мыслительными процессами. То есть в старшем школьном возрасте устанавливается индивидуальный стиль интеллектуальной деятельности. Благодаря нему и достигается успешность в будущей профессиональной сфере и самореализация.

Старшие школьники отличаются от младших креативностью своего мышления, эмоциональными переживаниями в познавательной деятельности, особенно в тех сферах, которые им интересны.

Развитие мышления у детей с нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта

Любые дефекты физического развития накладывают отпечаток на формировании мышления детей. Плохо слышащий, видящий малыш не может приобретать жизненный опыт, знания с теми же темпами, что и здоровый ребенок.

Дети с нарушением слуха и зрения отстают в развитии мыслительных процессов, поскольку они просто не могут подражать взрослым, копировать их действия, умения, приобретать жизненно-необходимые навыки.

Нарушение этих двух функций - это и затруднения в формирование речи, развитии познавательной деятельности в целом.

Обнаружением компенсаторных возможностей детей с нарушениями слуха занимаются сурдопсихологи. Поэтому без их помощи нормальное развитие мыслительных процессов такого ребенка не возможно, как и получение достаточного образования. Французский философ Мишель Монтень еще в 16 веке говорил о том, что глухота является более тяжким физическим недостатком, чем слепота, лишая человека главного - общения как возможности познавать мир и развиваться.

Сегодня распространенной формой коррекционной помощи со слабослышащими малышами или теми, у кого нарушен слух, является обучение в специализированных детских общеобразовательных учреждениях.

Дети с нарушением интеллекта характеризуются очень низким уровнем умственных способностей, в том числе и мышления. У них отсутствуют активность, овладение предметной деятельностью, познание как основа формирования мыслительных процессов. К трем годам такие дети не выделяют себя, у них нет представлений об окружающем мире, отсутствуют желания. Они существенно отстают в речевом, психическом, социальном развитии. К концу дошкольного возраста у таких детей не развивается произвольное внимание, запоминание, память. Ведущей формой их мышления является наглядно-действенное. Но даже и оно не достигает уровня развития здоровых детей.

Таким образом, если к концу дошкольного возраста такие мальчики и девочки не прошли специальное обучение, то и готовность к учебе на уровне элементарных мыслительных процессов у них отсутствует.

Специально для - Диана Руденко

Особенности развития мышления и воображения дошкольника.

Мышление, бесспорно, является одной из наиважнейших составляющих психики человека. Трудно представить реализацию какого-либо вида деятельности без подключения мышления. Как подчеркивал Л. С. Выготский, развитие мышления является центральным для всей структуры сознания и для всей системы деятельности психических функций.

В три-четыре года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное представление о природе и быте людей. Ребенок и сам стремится объяснить то, что видит вокруг. Правда, понять его порой бывает трудно, поскольку, например, следствие он зачастую принимает за причину факта.

Сравнивают, анализируют младшие дошкольники в наглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), форме (это все круглое), величине (это все маленькое).

На четвертом году жизни дети несколько чаще, чем раньше, пользуются в разговоре родовыми понятиями типа игрушки, одежда, фрукты, овощи, животные, посуда, включают в каждое из них большее число конкретных наименований.

В четыре-пять лет начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. Дети могут сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов, на основе их пространственного расположения.

Мышление в целом и более простые процессы, его составляющие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), нельзя рассматривать в отрыве от общего содержания деятельности ребенка, от условий его жизни и воспитания.

Решение задач может происходить в наглядно-действенном, наглядно-образном и словесном планах. У детей 4-5 лет преобладает наглядно-образное мышление, и главная задача взрослого - формирование разнообразных конкретных представлений. Но не следует забывать, что мышление человека - это и способность к обобщению, поэтому необходимо также учить детей обобщать. Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т.п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. К 5 годам ребенок может собрать картинку из четырех частей без опоры на образец и из шести частей с опорой на образец. Может обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт.



В старшем дошкольном возрасте (пять-шесть лет) продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений).

Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. Старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака.

Как было показано в исследованиях отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

В шесть-семь лет ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту.

Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6-8 последовательных картинок.

Для мышления в дошкольном возрасте характерен переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода к словесному мышлению .

Основным видом мышления тем не менее является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях), по терминологии Жана Пиаже.
-Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным.
-Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость.
-Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы - показатели развития любознательности.
-На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия. Опыт игровых и реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить собственное поведение.

Воображение
Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания.
К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым. Действия воображения формируются как замысел в форме наглядной модели; как образ воображаемого объекта; как образ действия с объектом.

Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и представлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знания - недостаток и достоинство детского воображения. Дошкольник легко объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в младшем дошкольном возрасте (Л.С.Выготский).

Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры. Характеристика новизны образов имеет значение только для самого ребенка: было ли подобное в его собственном опыте.

До достижения детьми 5-6 лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, легко разрушается. А подчас (особенно в 3-4 года) замысел рождается только после действия. Ребенок не задумывается о возможностях практической реализации образов, которые он создает. Для взрослого мечта выступает как побудитель к действию. А у ребенка комбинации образов практически бесперспективны. Он фантазирует ради того, чтобы фантазировать. Его привлекает сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность.

На первых порах воображение неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней опоры. Так, в игре ребенок 3-4 лет не может вообразить действие с предметом. Он не может переименовать предмет, если не действует с ним. Он представляет стул кораблем или кубик кастрюлькой, когда действует с ними. Сам предмет-заместитель должен иметь сходство с замещаемым предметом. Именно игрушки и предметы-атрибуты наталкивают малыша на тот или иной сюжет игры (М.Г.Витязь). Например, увидел белый халат - стал играть в больницу, увидел весы - стал «продавцом». Если для младших дошкольников опорой в игре выступают игрушки, то для средних и старших - выполнение взятой на себя роли. Постепенно - воображение начинает опираться на предметы, вовсе не похожие на замещаемые. Так, старшие дошкольники в качестве игрового материала используют природный (листья, шишки, палки, камешки и пр.).

Особенно ярко проявляется роль наглядной опоры в воссоздании художественного текста. Таковой служит иллюстрация, без которой младший дошкольник не может воссоздать описанные в сказке события. У старших дошкольников слова текста начинают вызывать образы и без наглядной опоры. Но они все-таки испытывают трудности в понимании внутреннего смысла произведения. Для детей этого возраста важна иллюстрация, наглядно изображающая те действия и взаимоотношения героев, в которых ярче всего обнаруживаются их внутренние особенности и черты характера.

Постепенно необходимость во внешних опорах отпадает. Происходит интериоризация действий воображения в двух планах. Во-первых, переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет. Во-вторых, переход к игровому использованию предмета, придание ему нового смысла и представление действий с ним в уме, без реального действия. В этом случае игра происходит полностью в плане представления.

В 4-5 лет у детей возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. В возрасте пяти лет появляются мечты о будущем. Они ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик.

Приведем пример. Даша Н. (5 лет 3 мес.) объясняет желание быть феей следующим образом: У феи есть крылья. Она может летать как самолет. Можно полететь по небу в Севастополь к бабушке. Мама тоже полетит. Надо прикоснуться волшебной палочкой к ее плечу, и у нее будут крылья.

Таким образом, воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Дошкольник «отрывается» в воображении от конкретной ситуации, у него возникает чувство свободы, независимости от нее. Он как бы поднимается над ситуацией и видит ее глазами не только разных людей, но и животных, предметов.

Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным . Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. В 5-7 лет внешняя опора подсказывает замысел и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства.

Так, просмотр мультфильма «Спящая красавица» наталкивает Дашу Н. (5 лет 3 мес.) на игру в фею. Она вырезает крылья, клеит и раскрашивает волшебную палочку и шапку. Воображая себя феей, снимает крылья и шапку только во время еды и сна, носит этот наряд несколько дней, дотрагивается до предметов палочкой, чтобы их во что-нибудь превратить.

Рост произвольности воображения проявляется у дошкольника в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение.

У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. А если и формулируется до начала деятельности, то очень неустойчиво. Замысел легко разрушается или теряется по ходу его реализации, например при встрече с трудностями или при изменении ситуации. Само возникновение замысла происходит стихийно, под влиянием ситуации, предмета, кратковременного эмоционального переживания. У детей до 5 лет создание новых образов протекает непреднамеренно. Поэтому несмотря на то, что они с удовольствием фантазируют, часто в ответ на просьбу взрослого «Нарисуй, что хочешь» или «Придумай сказку» отвечают отказом. Отказы объясняются тем, что малыши еще не умеют руководить деятельностью воображения.

О возрастании целенаправленности воображения на протяжении дошкольного детства можно сделать вывод по увеличению продолжительности игры детей на одну и ту же тему, а также по устойчивости ролей.

Так, в приведенном примере Даша Н. играла в фею три дня, предварительно подготовив атрибуты для роли.

Первоначально вырезанные из ватмана крылья показались ей маленькими, и она вырезала из картона новые, большие.

Младшие дошкольники играют 10-15 минут. Внешние факторы приводят к появлению побочных линий в сюжете, и первоначальный замысел теряется. Они забывают переименование предметов и начинают их использовать в соответствии с реальными функциями. В 4-5 лет игра длится 40-50 минут, а в 5-6 лет дети могут увлеченно играть несколько часов и даже дней. У старших дошкольников игровые замыслы относительно устойчивы, и дети часто осуществляют их до конца.

Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации. Причем в первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, продуктивных видах деятельности, то есть там, где деятельность протекает с использованием реальных объектов и ситуаций и требует согласованности действий ее участников.

Позже произвольность воображения проявляется в индивидуальной деятельности, которая не обязательно предполагает опору на реальные предметы и внешние действия, например в речевой.

Важным моментом в целеполагании и планировании выступает оформление замысла и плана в речи. Включение слова в процесс воображения делает его осознанным, произвольным. Теперь дошкольник в уме проигрывает предполагаемые действия, рассматривает их последствия, понимая логику развития ситуации, анализирует проблему с разных точек зрения.

Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира.

Мышление является социально обусловленным, связанным с речью психическим процессом поиска и открытия существенно нового, опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Возникает оно на основе чувственного познания и выходит далеко за его пределы.

Мышление - процесс опосредованного и обобщенного познания человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях.

Основы мышления формируются в раннем детстве. Со временем на основе наглядно-действенного мышления развивается наглядно-образное, формируются первые обобщения, основанные на опыте практической предметной деятельности и закреплены в слове.

Общая характеристика мышления дошкольников

В дошкольном возрасте ребенок усваивает основы знаний об окружающем мире, взаимоотношения людей, о внешних и внутренних качества, существенные связи предметов. Старшие дошкольники уже способны делать умовисловы и обобщения, их мышление характеризует любознательность, активность и тому подобное.

Основными направлениями развития мышления дошкольника является совершенствование наглядно-действенного мышления, интенсивное развитие наглядно-образного и начало активного формирования словесно-логического путем использования языка как средства постановки и решения интеллектуальных задач, усвоение научных понятий.

В ВОЗРАСТЕ примерно 2-х лет ребенок уже способен называть один и тот же предмет в нескольких словах, что свидетельствует о формировании такой умственной операции как сравнение. На основе сравнения развиваются индукция и дедукция, которые до 3-3,5 лет достигают значительного уровня развития. До 4-х лет мышление приобретает наглядно-действенного характера, который, несмотря на то что это элементарный уровень, сохраняется на всю жизнь. Постепенно происходит переход к наглядно-образного мышления, которое в 4-5 лет становится главным.

Важнейшей особенностью мышления ребенка дошкольного возраста является связь с действием первых обобщений (ребенок мыслит "действуя"). Например, когда 4-5-летнему ребенку предлагают определить общее и отличное между мячиком и кубиком, ему быстрее и легче это сделать, держа их в руках, и очень трудно - мысленно. Взрослый человек может выяснить, какая картинка изображена на кубиках, не складывая их, а проанализировав фрагменты, изображенные на каждом кубике. Ребенку понять это не под силу, ей необходимо сложить кубики.

Не менее характерной особенностью детского мышления является его наглядность. Ребенок мыслит, опираясь на доступные факты из опыта или наблюдений. Например, на вопрос: "Почему нельзя играть на дороге?" отвечает, приводя конкретный факт: "Один мальчик играл, и его переехал автомобиль".

Со временем ребенок решает все сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей, отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, лепке, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не только пользуется заученными действиями, но и видоизменяет их, получая новые результаты. Благодаря этому находит и использует зависимость между, например, влажностью и податливостью глины при лепке, между формой и устойчивостью конструкции, между силой удара по мячу и высотой его подпрыгивания и др. Развитие мышления помогает предвидеть результаты действий, планировать их. У ребенка активизируются любознательность, познавательные интересы мышления в познании окружающего мира. Эти интересы значительно шире, чем задачи практической деятельности ребенка. Она все время ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения явлениям, которые приходится наблюдать, иногда прибегая к экспериментам. Все чаще дети рассуждают о явлениях, не связанные с их опытом, о которых они знают из рассказов взрослых, телепередач, книг и т. Не всегда их размышления бывают безошибочными, поскольку им не хватает для этого знаний и опыта.

От выяснения простых связей и отношений дошкольники постепенно переходят к познанию и пониманию значительно более сложных, скрытых зависимостей. Одним из важнейших видов таких зависимостей является отношение причины и следствия. 3-летние дети могут найти лишь причине, что проявляются во внешнем воздействии на предмет (стульчик толкнули - он упал) 4-летние - начинают понимать, что причиной явлений могут быть и свойства предметов (стульчик упал, потому что у него только одна ножка) 5-б-летние - учитывают и заметны на первый взгляд, особенности предметов и их постоянные свойства (стульчик упал, поскольку он имеет одну ножку, у него много краев, он тяжелый и не подпертый т.д.).

Наблюдение за ходом явлений, анализ собственного опыта действий с предметами позволяет старшим дошкольникам уточнить свои представления о причинах явлений, приблизиться благодаря этому к более правильному их понимания.

Развитие понимания причинно-следственных связей происходит благодаря переходу ребенка от отражения внешних причин к выделению скрытых, внутренних; путем трансформации недифференцированного, глобального понимания причин в дифференцированное и точное объяснение; в результате отражения не одиночных причин явления, а его общих закономерностей.

Понимание ребенком новых задач, обусловлено усвоением новых знаний, является обязательным условием развития мышления. Одни знания малыш получает непосредственно от взрослых, остальные - из собственных наблюдений и деятельности, управляемых и направленных взрослыми. Однако обогащение знаний - не главная предпосылка развития мышления, ведь усвоение их в развязыванием мыслительных задач и происходит в результате размышлений. Усвоенное новое знание включается в дальнейшее развитие мышления, используется в мыс-лительного действиях для решения новых задач.

Еще до поступления ребенка в школу у него формируются первичная картина мира и начала мировоззрения. Однако познания дошкольником действительности происходит не в понятийной, а в наглядно-образной форме. Усвоение форм образного познания способствует пониманию ребенком объективных законов логики, способствует развитию понятийного мышления, основой которого является формирование и совершенствование мыслительных действий, от которых зависит возможность усвоения и использования ребенком знаний. Овладение этими действиями в дошкольном возрасте происходит по закону усвоения и интериоризации внешних ориентирующих действий. В зависимости от характера внешних воздействий и их интериоризации мыслительные действия ребенка происходят так, как действия с образами или действия со знаками-слова-ми, числами и тому подобное.

Действуя с образами мысленно, ребенок представляет себе реальное действие с предметами и ее результат, решая таким образом актуален для нее задачи. Такое мышление называется наглядно-образным. Выполнение действий со знаками требует абстрагирования от реальных предметов, использование слов и чисел как их заменителей. Мышление, которое выполняется с помощью таких действий, является абстрактным, подчиненным правилам логики, так и называется логическим.

Абстракция (лат. Аbstractio - отвод) - мысленное отделение признаков и свойств от предметов и явлений, которым они принадлежат.

Наглядно-образное и логическое мышление позволяют выделение свойств для различных ситуаций, правильное решение различных задач. Образное мышление эффективно при решении задач, требующих воображения, способности увидеть через призму внутреннего мира. Так, ребенок представляет преобразования снега на воду. Часто свойства предметов и явлений являются скрытыми, их невозможно представить, но можно обозначить словами, другими знаками. В таком случае задача может решаться на основе абстрактно-логического мышления, которое позволяет, например, выяснить причину плавания тел. Представить плавание мяча, деревянного полена не трудно, но соотношение удельного веса тела, плавающего и жидкости можно обозначить только словами или соответствующей формуле. Использование образа в такой ситуации является малопродуктивным.

Для использования слова как самостоятельного средства мышления, который обеспечивает решение умственных задач без использования образов, ребенок должен усвоить выработанные человечеством понятия.

Понятие - знания об общих, существенные и закреплены в словах признаки предметов и явлений объективной действительности.

Объединенные в стройную систему понятия помогают выводить из одного знания другое, то есть решать мыслительные задачи без использования предметов или образов. Так, зная, что все млекопитающие дышат легкими, и выяснив, что кит - млекопитающее, легко сделать вывод о наличии у него этого органа.

К тому времени, пока мышления ребенка является наглядно-образным, слова для нее выражают представление о предметах, свойства, отношения, которые они обозначают. Слова-представление ребенка и слова-понятия взрослого существенно отличаются. Представление быстрее и ярче отражают действительность, чем понятие, но не такие четкие, определенные и систематизированы как они не могут стихийно превратиться в понятия, но их можно использовать при формировании понятий, дети усваивают в процессе изучения основ наук.

Систематическое овладение понятиями начинается в процессе школьного обучения. Однако при соответствии организованного обучения некоторые понятия могут быть усвоены и старшими дошкольниками. Для этого необходимо прежде всего организовать особые внешние ориентировочные действия детей с материалом, который они изучают. При этом дети, как правило, должны с помощью собственных действий выделить в предметах или их соотношениях существенные признаки, которые должны войти в содержание понятия. Далее формирования понятий происходит при переходе от внешних ориентировочных действий к действиям в уме. Для этого внешние средства заменяют словесным обозначением.

При образовании абстрактных понятий и внешние ориентировочные действия, и процесс интериоризации является другими "чем при овладении наглядно-образным мышлением. Ведь абстрагирования связано с заменой" реального действия развернутым словесным рассуждением, которое со временем происходит не вслух, а про себя, сокращается и превращается в действие абстрактно-логического мышления, происходит с помощью внутренней речи. В дошкольном возрасте полноценно выполнить такие деяния еще не удается, ребенок основном применяет их, рассуждая вслух.

Объектом умственной деятельности человека являются познавательные задачи, которые имеют разное содержательное основание и обуславливают разное соотношение предметно-действенных, перцептивно-образных и понятийных компонентов в их решении.

В зависимости от этого различают три основных вида мышления:

– характерно тем, что при решении задач используются предметно-практические процедуры, - действия с предметами. Генетически это наиболее ранняя стадия развития мышления – в филогенезе и онтогенезе (младший возраст) оно свойственно и взрослым.

Наглядно-действенное мышление - это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

Особенности наглядно-действенного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, апробирования свойств объектов. Эта форма мышления наиболее характерна для детей до 3 лет. Ребенок этого возраста сравнивает предметы, накладывая один на другой или приставляя один к другому; он анализирует, разламывает по частям свою игрушку; он синтезирует, складывая из кубиков или палочек «дом»; он классифицирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету. Ребенок не ставит еще перед собой цели и не планирует своих действий. Ребенок мыслит действуя.

Движение руки на этом этапе опережает мышление. Поэтому этот вид мышления еще называют ручным». Не следует думать, что предметно-действенное мышление не встречается у взрослых. Оно часто применяется в быту (например, при перестановке мебели в комнате, при необходимости пользоваться малознакомой техникой) и оказывается необходимым, когда заранее невозможно полностью предусмотреть результаты каких-нибудь действий (работа испытателя, конструктора).

Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. Об этом виде мышления говорят, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о явлениях и предметах. Наглядно-образное мышление наиболее полно воссоздает все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть одновременно зафиксировано видение предмета с нескольких точек зрения. В этом качестве наглядно-образное мышление практически неотделимо от воображения.

«В простейшей форме наглядно-образное мышление проявляется у дошкольников в возрасте 4-7 лет. Здесь практические действия как бы отходят на второй план и, познавая объект, ребенку вовсе не обязательно трогать его руками, но ему необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Именно наглядность является характерной особенностью мышления ребенка в этом возрасте. Она выражается в том, что обобщения, к которым приходит ребенок, тесно связаны с единичными случаями, являющимися их источником и опорой. В содержание его понятий первоначально входят только наглядно воспринимаемые признаки вещей. Все доказательства носят наглядный, конкретный характер. В данном случае наглядность как бы опережает мышление, и когда ребенка спрашивают, почему кораблик плавает, то он может ответить, потому что он красный или потому что это Вовин кораблик».

Взрослые также пользуются наглядно-образным мышлением. Так, приступая к ремонту квартиры, мы заранее можем представить себе, что из этого выйдет. Именно образы обоев, цвета потолка, окраски окон и дверей становятся средствами решения задачи, а способами становятся внутренние пробы. Наглядно-образное мышление позволяет придать форму изображения таким вещам и их отношениям, которые сами по себе невидимы. Так были созданы изображения атомного ядра, внутреннее строение земного шара и тд. В этих случаях образы носят условный характер.

Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. Для словесно-логического мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, стоимость, честность, гордость и т.д.). Благодаря словесно-логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать наглядный материал.

В то же время даже самое отвлеченное мышление никогда полностью не отрывается от наглядно-чувственного опыта. И любое абстрактное понятие имеет у каждого человека свою конкретную чувственную опору, которая, конечно, не может отразить всей глубины понятия, но в то же время позволяет не отрываться от реального мира. При этом чрезмерное количество ярких запоминающихся деталей в объекте может отвлекать внимание от существенных основных свойств познаваемого объекта и тем самым затруднять его анализ.

По характеру решаемых задач мышление делят на теоретическое и практическое . В психологии, например, долгое время изучался только теоретический аспект мышления как направленного на открытие законов, свойств объектов. Теоретические, интеллектуальные операции предшествовали практической деятельности, направленной на их реализацию, и в силу этого противопоставлялись ей. Всякое действие, не являющееся воплощением теоретического мышления, могло быть лишь навыком, инстинктивной реакцией, но только не интеллектуальной операцией. В результате сложилась альтернатива: либо действие не носит интеллектуального характера, либо оно является отражением теоретической мысли.

С другой стороны, если вопрос о практическом мышлении и ставился, то обычно сужался до понятия сенсомоторного интеллекта, который рассматривался неотрывно от восприятия и от прямого манипулирования с предметами. Между тем в жизни мыслят не только «теоретики». В своей блестящей работе «Ум полководца» Б.М.Теплов показал, что практическое мышление - это не начальная форма мышления ребенка, а зрелая форма мышления взрослого. В работе любого организатора, администратора, производственника и т.д. ежечасно встают вопросы, требующие напряженной мыслительной деятельности. Практическое мышление связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчас делает его еще сложнее, чем теоретическое мышление. Возможности пользоваться гипотезами у «практики» несравненно более ограничены, так как проверяться эти гипотезы будут не в специальных экспериментах, а в самой жизни, и не всегда есть даже время для подобных проверок. По степени развернутости мышление может быть дискурсивным, поэтапно развернутым процессом, и интуитивным, характеризующимся быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью.

Если рассматривать мышление с точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач, то можно выделить мышление творческое (продуктивное ) и воспроизводящее (репродуктивное ). Творческое мышление направлено на создание новых идей, его результатом является открытие нового или усовершенствование решения той или иной задачи. В ходе творческого мышления возникают новообразования, касающиеся мотивации, целей, оценок, смыслов внутри самой познавательной деятельности. Необходимо отличать создание объективно нового, т.е. того, что еще никем не было сделано, и субъективно нового, т.е. нового для данного конкретного человека. Так, например, ученик, выполняя опыт по химии, открывает новые, неизвестные ему лично свойства данного вещества. Однако то, что эти свойства были неизвестны ему, не означает, что они были неизвестны учителю. В качестве препятствий развитию творческого мышления может выступать излишняя критичность, внутренняя цензура, желание найти ответ немедленно, ригидность (стремление пользоваться старыми знаниями) и конформизм (боязнь выделиться и стать смешным для окружающих). В отличие от творческого мышления репродуктивное представляет собой применение готовых знаний и умений. В тех случаях, когда в процессе применения знаний осуществляется их проверка, выявление недостатков и дефектов, говорят о критическом мышлении.

Рис.2. Основные виды мышления