Конспект занятия. Изготовление вертолёта «Муха» с детьми младшего школьного возраста в объединении «Начальное техническое моделирование

Муниципальное бюджетное учреждения дополнительного образования

«Станция юных техников»

Конспект занятия

Изготовление вертолёта «Муха»

с детьми младшего школьного возраста в объединении «Начального технического моделирования»

Составила:

педагог дополнительного образования

Захарова Тамара Григорьевна

Ханты-Мансийск,

Тема занятия:

«Изготовление вертолёта Муха»

Цель занятия:

    изготовить модель простейшего вертолета «Муха»

Задачи занятия:

Образовательные:

    познакомить учащихся с последовательностью изготовления простейшего вертолета «Муха»;

    формировать умения и навыки изготовления простейшего вертолета: сборка, регулировка и запуск;

    закреплять умения и навыки работы с линейкой, ножницами;

Развивающие:

развивать:

    наблюдательность, внимание, зрительную память;

    мелкие мышцы кистей рук;

    основные функции мышления: самоанализ, самооценку, целеполагание и мотивацию к познанию.

Воспитательные:

    прививать интерес к техническому творчеству;

    воспитывать уважение к российским ученым, авиаконструкторам, летчикам;

    воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе;

    воспитывать чувство взаимопомощи

Новые термины и понятия : вертолёт, лопасть.

Ресурсы и оборудование:

У педагога: образец изделия «Вертолёт «Муха», изображения разнообразных вертолётов.

Материалы для работы:

    Альбомная, цветная бумага

Инструменты для работы:

  • Простой карандаш;

Следует уделить время технике безопасности, чтобы обезопасить учащихся и себя от обидных травм.

Техника безопасности при работе с ножницами:

    Когда режешь, широко раскрывай ножницы и держи их концами от себя.

    Следи, чтобы не поранить пальцы левой руки.

    При вырезании детали поворачивай бумагу.

    Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами вперед.

    При работе не держи ножницы концами вверх.

    Не оставляй их в раскрытом виде.

    Не работай ножницами с ослабленным креплением.

    Работай ножницами только на своем рабочем месте.

Ход занятия.

1.Организационный момент

Психологический настрой:

Добрый день! Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе, и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! (дети стоят в кругу и хором произносят слова)

Прекрасно всё на небе (поднимают руки вверх)

Прекрасно на земле (опускают руки вниз к полу)

Прекрасно всё вокруг нас (показывают руками вокруг себя)

Прекрасно и во мне (показывают на себя).

Определите, с каким настроением вы пришли на занятие, покажите это цветом стикера : красное плохое настроение, зелёное - хорошее.

    Объяснение нового материала

Педагог:

Ребята, сегодня мы приступаем к новой теме «Авиамоделирование».

Дня, наверное, не проходит, чтобы вы, ребята, не видели в небе самолет. Аэрофлотом ежегодно пользуются более 10 миллионов человек. Многие из вас уже летали на нем. А более подробно мы сегодня с вами остановимся, отгадав загадку:

«Без разгона ввысь взлетаю,

Стрекозу напоминаю.

Отправляется в полет

Наш российский …» (вертолет)

Вы, наверное, знаете, ребята, что авиацию широко применяют в геологической разведке, в разведке рыбы в море, медленно кружа над участком моря, вертолет находит косяки рыб и указывает их рыбакам, для уничтожения вредных (насекомых) с/х культур, ГАИ несет службу на вертолетах, его используют в санитарной службе, в качестве «скорой помощи», в различных чрезвычайных ситуациях, например, при тушении сложных пожаров, во многих отраслях народного хозяйства.

Вертолёт просто необходим в городе. Вертолет поможет вам добраться на аэродром, находящийся в пригороде, и перевезет прилетевших пассажиров в самый центр города. Как птица, сядет на плоскую крышу высотного здания. Вертолеты спасают людей, заблудившихся в горах, перевозят строительные материалы и даже тяжелые ящики. Вводит корабли в гавань, снимает людей с тонущих кораблей. И ещё много и много можно бы рассказывать о вертолете - быстрой и смелой машине, верном помощнике человека.

Главным достоинством вертолётов является их маневренность: вертолёты способны к вертикальному взлёту, вертикальной посадке, зависанию в воздухе и даже к полёту «задом наперёд». Вертолёт может приземлиться (и взлететь) в любом месте, где есть ровная площадка размером в полтора диаметра винта. Кроме того, вертолёты могут перевозить груз на внешней подвеске, что позволяет транспортировать очень громоздкие грузы, а также выполнять монтажные работы. К недостаткам вертолётов по сравнению с самолётами можно отнести меньшую максимальную скорость, сложность в управлении, высокий удельный расход топлива и, как следствие, более высокую стоимость полёта.

МИ-1. Первый серийный вертолет в СССР

В
ертолет – самый универсальный из всех летательных аппаратов. У вертолета крыльев нет, но у него имеется винт . Лопасти винта, вращаясь, отбрасывают назад поток воздуха, и за счет этого верто­лет поднимается с места без разбега.

Летает он за счет одного или нескольких горизонтально расположенных винтов с длинными лопастями. При этом может двигаться вперед, назад, вбок и даже неподвижно зависать в воздухе. Ему не нужен, как самолёту, взлетно-посадочная полоса аэродрома, так как он взлетает и приземляется вертикально.

Между прочим, это предсказал еще Леонардо да Винчи , великий итальянский художник и изобретатель еще в XV веке. Он спроектировал первый в мире вертолет. Но первым реальным проектом вертолета был проект М.В. Ломоносова. Он называл его «аэродинамической машинкой», способной подниматься вертикально. Идея ее проста: два небольших винта должны вращаться в разные стороны относительно одной общей вертикальной оси и создавать при этом подъёмную силу. Это был первый аппарат доказавший возможность вертикального полёта с помощью горизонтально вращающихся винтов.

КА-52 Аллигатор. Хвостового винта нет.

Авиамоделизм – это конструирование, постройка и запуск летающих моделей – воздушных шаров, змеев, планеров, самолетов и ракет.

Многие из прославленных авиационных конструкторов, летчиков, космонавтов начинали свой путь с авиамодельного кружка.

Авиамоделистами были авиаконструктор дважды Герой Соц.труда – Александр Сергеевич Яковлев, Герой Соц.труда – Олег Константинович Антонов, трижды Герой Советского Союза – Александр Иванович Покрышкин, летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин и др.

Хочется назвать несколько фамилий известных авиаконструкторов, создателей вертолётов:

    Доктора технических наук, Герой Социалистического труда, Лауреат Государственной премии СССР Николай Ильич Камов;

    Известный конструктор вертолетов Михаил Леонтьевич МИЛЬ выпускал вертолеты серии Ми, в которую вошло около 30 моделей

(самые известные - Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12, Ми-24).

    Марат Николаевич Тищенко и др.

4 . Сообщение темы и цели занятия.

Перед тем как приступить к работе, надо вспомнить, что значит создать модель, что такое модель. (Это образец какого-то изделия или образец для изготовления чего-либо.)

Прежде чем перейти к практическому занятию, давайте ответим на несколько вопросов (применение компьютерных технологий):

    Где приземляются все летательные аппараты? аэродром

    Как называется летательный аппарат, имеющий крылья и хвост? Самолет

    Как называется летательный аппарат, имеющий винт? Вертолёт

    Как называется летательный аппарат, летающий без мотора? Планер (планер отли­чается от других летательных аппаратов тем, что не имеет мотора)

    Как одним словом можно назвать все то, что мы только что отга­дали?

Правильно, авиация .

5. Последовательность изготовления модели вертолета «Муха».

6. Практическая работа:

Изготовление вертолётика «МУХА» из бумаги

Очень забавная моделька! Вертолетик, опускаясь на землю, не падает резко вниз, а кружится вокруг своей оси. Так получается, потому что у нашей модели есть лопасти. Воздух эти лопасти обтекает и вертолетик плавно и красиво приземляется. Модель простая в изготовлении. Единственная ее сложность состоит в необходимости делить бумагу на равные части с помощью карандаша и линейки. Школьнику младших классов такая задача не только посильна, но и полезна. Научившись уверенно складывать модель, можно будет обойтись без линейки, выполняя всю работу «на глазок».

Чертим на листе бумаги и вырезаем полоску бумаги размером 21х5 см. Рисуем посредине вертикальную линию. Линию можно и не рисовать, а наметить сгибом – сложить полоску пополам, затем расправить – вот линия и намечена

Треть полоски – 7 см – согните вниз

Разверните бумагу, сделайте разрез посередине, до линии сгиба.

Прочертите линию чуть ниже линии сгиба. Разделите эту линию на четыре отрезка.

Сделайте надрезы с двух сторон по намеченной линии, прорезая четверть ширины бумаги с каждой стороны.

Загните одну сторону к центру, хорошенько разгладьте. Так же загните вторую сторону.

Согните так, как показано на рисунке, нижнюю часть.

Закрепите нижнюю часть вертолетика канцелярской скрепкой. Расправьте лопасти. Модель готова к полетам!

Чтобы запустить модель, надо просто сбросить ее с высоты хотя бы своей вытянутой рука. Но если забраться на стул, или стол, то будет интереснее.

7. Физминутка. Запуск изготовленных моделей

(Педагог показывает правильные приемы запуска модели, наблюдает за запуском модели каждого ученика, помогает при необходимости)

8. Подведение итогов занятия. Повторение теоретического материала.

    Модель какого вертолета мы сегодня изготовили?

    За счёт чего летает вертолёт?

    Что такое лопасти?

    Как может летать вертолёт, в каких направлениях?

    В чём его преимущества перед остальными воздушными транспортными средствами?

    Где можно использовать вертолёт?

Выставка работ учащихся и беседа о том, что оказалось наиболее сложным в работе над изделием.

9. Рефлексия. На какой планете вы сейчас находитесь?

10. Уборка рабочего места

(Педагог контролирует уборку рабочих мест детьми).

Список литературы

1.Фетцер В.Л. «Авиация в моделях». Изд.Ижевск «Удмуртия» 1992 г.

2.Ермаков. А. М. «Простейшие авиамодели». изд. М.: Просвещение, 1998. - 208 с.

3.Замотин, О.Е. Твори, выдумывай, пробуй [текст]/ О.Е.Замотин, Р.В. Зарипов, Е.Ф.Рябчиков – М.: Просвещение, 1986. - 144 с.

4.Заворотов, В. От идеи до модели [текст]/ В.Заворотов. - М.: Просвещение, 1988. - 160 с.

5.Мараховский С.Д., Москалев В.Ф. «Простейшие летающие модели». Научно-популярное издание. Москва 1988г.

Источники иллюстраций:

1.Леонардо да Винчи - Википедия

ru.wikipedia.org/wiki/Леонардо

2.Вертолеты – Википедия

avia . pro / blog / vertolet


Вертолётная площадка. Работа с бумагой и картоном. Конструирование

Изделие: вертолёт «Муха».

Задания и материалы в рабочей тетради: «Вертолёт„Муха"».

Задачи урока: познакомить учащихся с конструкцией вертолёта; отрабатывать навыки самостоятельной работы по плану, конструирования из бумаги и картона; познакомить с новым материалом - пробкой и способами работы с ним.

Планируемые результаты: уметь конструировать изделия из группы разных материалов; сделать вертолёт«Муха».

Новые термины и понятия: вертолёт, лопасть.

Ресурсы и оборудование. У учителя: учебник, рабочая тетрадь, образец изделия «Вертолёт „Муха"», изображения разнообразных вертолётов. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, копировальная бумага, карандаш, цветной картон, ножницы, шило, пробка, резак, клей, стержень от ручки.

Ход урока

«Наша следующая остановка - „Вертолётная площадка". Как вы думаете, что мы можем узнать на этой остановке? Проверим своё предположение, заглянув на страницу 120 учебника. Прочитайте текст и рассмотрите иллюстрацию. За счёт чего летает вертолёт? Что такое лопасти? Как может летать вертолёт, в каких направлениях? В чём его преимущества перед остальными воздушными транспортными средствами? Где можно использовать вертолёт?»

Дополнительный материал. Главным достоинством вертолётов является их маневренность: вертолёты способны к вертикальному взлёту, вертикальной посадке, зависанию в воздухе и даже к полёту «задом наперёд». Вертолёт может приземлиться (и взлететь) в любом месте, где есть ровная площадка размером в полтора диаметра винта. Кроме того, вертолёты могут перевозить груз на внешней подвеске, что позволяет транспортировать очень громоздкие грузы, а также выполнять монтажные работы.

К недостаткам вертолётов по сравнению с самолётами можно отнести меньшую максимальную скорость, сложность в управлении, высокий удельный расход топлива и,как следствие, более высокую стоимость полёта.

Далее учащимся предлагается рассказать о профессиях штурмана, лётчика и авиаконструктора, информацию о которых предлагалось найти дома. Проверка выполнения этого задания проходит в виде дискуссии между учащимися,которую контролирует учитель.

Делаем сами. «Перед тем как приступить к работе над изделием, надо вспомнить, что значит создать модель, что такое модель. (Это образец какого-то изделия или образец для изготовления чего-либо.) Давайте проведём анализ готовой модели вертолёта. Какие материалы и инструменты нужны для её создания? Вспомните правила и приёмы работы с этими материалами и инструментами. Какую технику работы нам предстоит использовать? Какие элементы вертолёта надо подготовить? (Лопасти, шасси,крыло, фюзеляж.) Каким способом разметки и сборки вы воспользуетесь? Как будете оформлять изделие?»

После анализа готового изделия учащиеся знакомятся с планом работы и иллюстрациями в учебнике (с. 121) и самостоятельно составляют свой план работы. Когда план будет готов и откорректирован учителем, дети приступают к выполнению работы.

Разметка. По шаблонам в рабочей тетради (с. 64).

Раскрой. Вырезать ножницами размеченные детали. Учитель должен проконтролировать соблюдение техники безопасности при работе шилом. Разрезать пробку, строго следуя инструкциям на с. 121 учебника. Учитель должен рассказать учащимся о новом материале и его свойствах, продемонстрировать, как, в каком месте нужно разрезать пробку.

Сборка. Сборка вертолёта проходит по плану в учебнике(с. 121) с помощью учителя.

Отделка. Завершить и оформить композицию с помощью цветной бумаги учащиеся могут самостоятельно.

Подведём итоги. В конце урока целесообразно провести выставку работ учащихся и беседу о том, что оказалось наиболее сложным в работе над изделием.

Домашнее задание. Найдите информацию о самым быстром воздушном транспортном средстве и виде воздушного транспорта, появившемся первым. Принесите на следующий урок воздушный шарик, скотч, пластиковый стакан,фломастеры, салфетки, декоративные кнопки, цветной картон, карандаш, копировальную бумагу, толстые нитки или воздушные шарики, скотч, нитки, цветную бумагу,ножницы, поролон, ленточки

Елена Горячева

Мастер – класс по ручному труду Изготовление из бумаги «Вертолет »

Цель : развитие продуктивной деятельности.

Задачи :

1. Совершенствовать умение работать по готовой выкройке.

2. Закрепление умения создавать из бумаги объемные фигуры .

3. Развитие эстетического вкуса.

Материал необходимый для работы : цветная бумага , цветной картон, простой карандаш, клеящий карандаш, нитки., бусинки, палочки от мороженого, черный маркер, швейная игла.

Последовательность работы :

1. По выкройке обвести и вырезать из картона любого цвета кабину вертолета – 2 детали .


2. По выкройке из картона любого цвета обвести и вырезать шасси вертолета – 2 детали .


3. По выкройке обвести и вырезать из синей бумаги стекло для кабины вертолета – 2 детали .


4. По выкройке обвести и вырезать из красного картона хвостовой пропеллер – 2 детали.


5. По выкройке обвести и вырезать вертушку вертолета из красного картона - 2 детали.


6. Вырезаем из картона любого цвета нос – 2 детали.


7. Вырезаем из белой бумаги глаза -2 детали .


8. Вырезаем маленькие кружочки – украшения, из бумаги любого цвета сложенной гармошкой.

Начинаем сборку вертолета .

1. Шасси склеиваем в верхней части до середины стоек, раздвоив нижнюю часть.


2. Склеиваем между собой 2 детали кабины, вклеив между ними снизу кабины шасси, а сверху нитку.


3. С двух сторон вертолета приклеиваем стекло кабины.


4. Приклеиваем с двух сторон нос вертолета , склеив обе детали.


5. На хвостовую часть вертолета приклеиваем детали пропеллера, склеенные между собой.

6. С двух сторон приклеиваем глаза и рисуем маркером зрачок.

7. Склеиваем между собой две детали пропеллера.


8. На нитку вклеенную сверху кабины нанизываем с помощью иголки бусинку и склеенные между собой две детали пропеллера.

9. Приклеиваем с двух сторон кабины кружочки – украшения.


Вертолет готов .

К верхнему концу нити прикрепляем палочку от мороженого, с помощью которой можно управлять вертолетом .


Публикации по теме:

Цель: учить детей вырезать детали аппликации по нарисованному контуру, складывать из отдельных частей целое, закреплять умение работать.

Форма ООД: подгрупповая, индивидуальная. Цель: создание игольницы в подарок маме. Задачи: познакомить детей с правилами безопасного обращения.

Для изготовления цветка пиона нам понадобятся- ножницы, бумага нужного цвета, термопистолет (или нитки, бамбуковая палочка и для приятности.

Конспект по ручному труду «Тюльпан из бумаги» Цель: Учить детей складывать бумагу в разных направлениях. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, речь детей..

Прослушав песню "Жили у бабуси два веселых гуся", мы решили с детьми порадовать бабушку и изготовить много гусей. Первый этап нашей работы.

В преддверии праздника Светлой пасхи, мы решили провести мастер-класс совместно с родителями. На каждый праздник мы изготавливаем различные.

Задачи: познакомить учащихся с конструкцией вертолёта; отрабатывать навыки самостоя-тельной работы по плану, конструирования из бумаги и картона; познакомить с новым материалом - пробкой и способами работы с ним.

Планируемые результаты: уметь конструировать изделия из группы разных материалов; сделать вертолёт «Муха».

Новые термины и понятия: вертолёт, лопасть.

Ресурсы и оборудование:

У педагога: образец изделия «Вертолёт „Муха"», изображения разнообразных вертолётов.

У учащихся: копировальная бумага, карандаш, цветной картон, ножницы, шило, пробка, резак, клей, стержень от ручки.

Ход мастер-класса

I. Актуализация

На нашем занятии присутствуют любимые помощники: Аня и Ваня, они предлагают сде-лать нам остановку, которая называется «Вертолётная площадка».


- Как вы думаете, что мы можем узнать на этой остановке?
- Проверим своё предположение.
- Прочитайте текст и рассмотрите иллюстрацию. За счёт чего летает вертолёт?
- Что такое ло¬пасти?
- Как может летать вертолёт, в каких направлениях?
- В чём его преимущества перед остальными воздушны¬ми транспортными средствами?
- Где можно использовать вертолёт?

Дополнительный материал.

Главным достоинством вертолётов является их маневренность: вертолёты способны к вертикальному взлёту, вертикальной посадке, зависанию в воздухе и даже к полёту «задом наперёд». Вертолёт мо¬жет приземлиться (и взлететь) в любом месте, где есть ровная площадка размером в полтора диаметра винта. Кроме того, вертолёты могут перевозить груз на внешней подвеске, что позволяет транспортировать очень громоздкие грузы, а также выполнять монтажные работы. К недостаткам вертолётов по сравнению с самолётами можно отнести меньшую максимальную скорость, слож-ность в управлении, высокий удельный расход топлива и, как следствие, более высокую стоимость полёта.

Расскажите о профессиях штурмана, лётчика и авиаконструктора, информацию о которых предлагалось найти дома. Проверка выполнения этого задания проходит в виде дискуссии между учащимися, которую контролирует учитель.

II. Делаем сами.

Перед тем как приступить к работе над изделием, надо вспомнить, что значит создать модель, что такое модель. (Это образец какого-то изделия или образец для изготовления чего-либо.)
- Давайте проведём анализ готовой модели вертолёта. Какие материалы и инструменты нужны для её создания?
- Вспомните правила и приёмы работы с этими материалами и инструментами.
- Какую технику работы нам предстоит использовать?
- Какие элементы вертолёта надо подготовить? (Лопасти, шасси, крыло, фюзеляж.)
- Каким способом разметки и сборки вы воспользуетесь?
- Как будете оформлять изделие?
- Познакомимся с планом работы и иллюстрациями и са¬мостоятельно составим свой план работы.

Когда план будет готов и откорректирован, мы приступим к выполнению работы.

Разметка. По шаблонам:

Раскрой. Вырезать ножницами размеченные детали. Проконтролировать соблюдение техники безопасности при работе шилом. Разрезать пробку, строго следуя инструкциям. Рассказать учащимся о новом материале и его свойствах, продемонстрировать, как, в каком месте нужно разрезать пробку.

Сборка. Сборка вертолёта проходит по плану с помощью учителя.

Отделка. Завершить и оформить композицию с помо¬щью цветной бумаги учащиеся могут самостоятельно.

III. Подведём итоги.

Выставка работ учащихся и беседа о том, что оказалось наиболее сложным в работе над изделием.

IV. Домашнее задание.

Найдите информацию о самым быстром воздушном транспортном средстве и виде воздушного транспорта, появившемся первым.
Принесите на следующий урок воздушный шарик, скотч, пластиковый стакан, фломастеры, салфетки, декоративные кнопки, цветной картон, карандаш, копировальную бумагу, толстые нитки или воздушные шарики, скотч, нитки, цветную бумагу, ножницы, поролон, ленточки.